Никакого наркоза
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- Telegram


НЕКОТОРЫЕ ХИРУРГИ не верили, что можно найти средство, побеждающее боль. За пару лет до открытия эфирного наркоза французский врач Альфред Вельпо назвал устранение боли при операциях «химерой, которую не следует больше преследовать». Вместо погони за «химерой» хирурги оттачивали ловкость рук. Помощники врача изо всех сил держали больных во время операций, а сам хирург работал ножом максимально быстро. Некоторые достигали потрясающей скорости. Например, лейб-медик Наполеона Бонапарта Доминик Жан Ларрей ампутировал до 200 конечностей в день. Немногим уступал Ларрею и русский военный врач Николай Иванович Пирогов – он проделывал ампутацию голени всего за 8 минут.
ПОКА СВЕДЕНИЯ ОБ УСЫПЛЯЮЩЕМ действии некоторых веществ почти игнорировались, решением проблемы стал давно известный эфир. Первое успешное применение эфирного наркоза произошло в 1842 году. Американский врач и фармацевт Кроуфорд Лонг (1815–1878) использовал диэтиловый эфир. Это органическое вещество было получено еще в Средние века путем перегонки смеси этилового спирта и серной кислоты. Эфир (CH3CH2OCH2CH3; жидкое летучее вещество) при вдыхании влияет на нейронные мембраны и тормозит работу центральной нервной системы. Небольшие дозы оказывают опьяняющее действие, поэтому эфир американцы тогда вдыхали на вечеринках. Лонг это видел и заметил также, что во время потасовок любители подраться, вдохнувшие эфир, становились менее чувствительны к боли и, даже избитые, продолжали веселиться. Лонг вспомнил об этом, когда ему попался пациент, несколько раз отложивший операцию по удалению шейной кисты из-за страха перед болью. Дав ему как следует подышать через смоченное эфиром полотенце, доктор Лонг добился потери сознания пациента и успешно его прооперировал. После этого последовали новые опыты Лонга с эфиром. Однако все они остались незамеченными, так как врач не сделал главного: не опубликовал как можно скорее их результаты. И опоздал – слава первооткрывателя наркоза надолго досталась другому врачу.
БОСТОНСКИЙ КОЛЛЕГА Лонга Уильям Мортон (1819–1868) узнал о свойствах эфира от своего учителя, химика Чарльза Джексона. Тот публиковал результаты своих опытов, но они остались непонятыми – был неясен механизм действия вещества. Мортон решил испытать на собаках и на себе действие диэтилового эфира, а затем, усыпив пациента, удалил ему зуб. Сразу после этого, желая скорее запатентовать изобретение и разбогатеть (что в итоге не получилось, так как формула эфира и так всем была известна), Мортон организовал демонстрацию наркоза в Генеральном госпитале штата Массачусетс. 16 октября 1946 года он публично усыпил больного, а хирург Джон Уоррен удалил подчелюстную опухоль со словами: «Джентльмены, это не трюк!» Успех был оглушительным – после этого шоу ингаляционный эфирный наркоз стали использовать во всем мире. Уже через несколько месяцев эфир применили и русские хирурги – Николай Иванович Пирогов в Санкт-Петербурге и Федор Иванович Иноземцев в Москве. Пирогов экспериментировал также со способами введения наркоза и сконструировал один из первых ингаляционных аппаратов.

ХЛОРОФОРМ (CHCl3) был впервые использован для наркоза в 1847 году. Потеснив на какое-то время эфир (хлороформ удобнее, так как не огнеопасен и имеет более мощный наркотический эффект), он вскоре стал сходить со сцены из-за высокой токсичности и несчастных случаев на операциях (пациенты умирали от аритмии и остановки сердца).

ЕЩЕ ОДНО ВЕЩЕСТВО, популярное в начале эры наркоза, – это закись азота (N2O), называемая также «веселящим газом». Впервые его получил в 1772 году Джозеф Пристли, химик, открывший кислород. Испытывая вещество, химики заметили, что при вдыхании газа появляются ощущение эйфории и приятные видения, а вдохнувший начинает смеяться. «Веселящий газ» обрел бешеную популярность на ярмарках. Но чистый газ вызывает недостаточную сонливость. В 1868 году американский хирург Эдмунд Эндрюс предложил применить закись азота, сочетая его с кислородом, – метод оказался успешным, так как газ погружал человека в наркоз.



КРОМЕ ПОБЕДЫ НАУКИ НАД БОЛЬЮ, в XIX веке хирургия решила еще две сложнейшие задачи: научилась бороться с кровотечениями и кровопотерями (были изобретены новые инструменты) и с инфекциями (с этим справилось изобретение методов асептики Игнацем Земмельвайсом и Джозефом Листером). Вкупе с появлением наркоза это обеспечило колоссальный прорыв в медицине. Хирургия объединилась с наукой, и благодаря этому в XIX веке человек нанес смерти сильнейший удар.
Общество
Костя Котельников