я могу говорить правду
Просите, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите, и отворят вам;
Александр Новиков
Все записи
текст

Непонятный праздник!

В нашей стране много праздников, к которым мы привыкли и которые формируют наше ощущение текущего времени. Такое чувство, что их праздновали всегда и без них уже никак нельзя. Мы их ждем, мы о них помним. Это наши праздники. Это наша культура!
Непонятный праздник!
И это все так. 
И все же!  Давайте задумаемся и честно ответим себе на вопрос: что такое - праздновать Праздник? Боюсь, что большинство из нас задумается, и... не очень быстро найдет достойный ответ. Не... ну понятно - на работу не идем, можно выпить и накрыть стол и отправить смс родственникам с банальным - С праздником!!!  Если упереться, то можно придумать еще что то. Но... не особо много.
И есть только единицы Праздников, которые можно назвать  - Праздник! Даже не особо задумываясь почему это именно так? Конечно они есть. Но... о них следующий раз.
А пока о 1 мая (и косвенно о десятке подобных Праздников в нашем календаре)!
Давайте ответим на вопрос: что празднуем?  Если почитать историю праздника, то собственно в основе его некая борьба рабочих позапрошлого века за упорядочение организации их труда. В интернете все подробно описано для тех, кто еще хоть чем-то интересуется в своей жизни. 
И тех рабочих можно было понять! Капитализм только складывался. Начинался век индустриализации и, понятное дело, было много неразберихи и желания разных групп людей нажиться на этой неразберихе и чуть чуть поэксплуатировать других (а сейчас разве не так?). Конечно, надо было наводить порядок и обозначать свои права.
Тут необходимо сделать ремарку. Почему собственно начало идет от рабочих, если у крестьянского населения на тот момент (да, пожалуй и сейчас), дела с эксплуатацией и с трудом обстояли еще хуже?
Ну да ладно. Теперь это уже не важно. Вернемся к празднику. Чего, собственно, празднуем? Надо трудиться? Не надо трудиться? Надо трудиться, но не очень много? Или еще что то подобное??? И... в чем праздник? 
Возможно это событие и сам праздник имеет какое то отношение к профсоюзам? Возможно! Только есть нюансы. Например в нашей стране в бытность СССР и монополии на власть в лице Коммунистической партии понятное дело никаких профсоюзов не было. Вернее они были и даже надо было платить взносы за членство в них, но фактически это был политический придаток для управления теми же рабочими и контроля за ними. Праздник стал политическим. Политическим, это значит праздником не для людей, а для показательной демонстрации крепости системы в которой эти люди счастливо живут.
И тут все понятно. Поняли, осудили и стали жить по новому. По новому... а вот празднуем по старому. Не понятно что и зачем? Покупаясь на лишний выходной в хорошую майскую погоду.
Да нет, я совсем не против сложившейся традиции. Я совсем не против праздника 1Мая! Я даже готов нормально воспринимать Демонстрацию не существующих и ныне профсоюзов. Праздничные выкрики никому не известных и ни за что не отвечающих лидеров на трибуне, странные лица идущих в колоне людей, обилие ничего не значащих флагов и шариков, но...
Но, как то мне становится грустно, глядя на все это. Мягко говоря слегка попахивает фальшью. Разводкой в масштабах большого государства и за не малые деньги. И опять становится вопрос. Зачем? Для чего мы это празднуем? Просто для того, что бы нам дали выходной в хорошую погоду в Мае???
Труд, это очень важно! Это основа жизни человека. Если бы не было труда, именно труда, то вероятно и человека никогда не было бы. И, конечно, праздник посвященный труду и прославляющий труд - обязательно нужен. Только, вот может быть нам уже пора повзрослеть и перестать обманывать друг друга?  Может быть уже пора закончить с никому не нужными демонстрациями популистского характера? А отметить праздник труда - реальным трудом. Ну хотя бы каким нибудь. Общим. На благо всего общества. И бесплатно.
Например, в хорошую погоду убрать после долгой зимы общественные территории, посадить новые деревья в парках и скверах, поработать где нибудь волонтерами, да мало ли еще что? Это было бы хорошим делом и хорошим Праздником!
На самом деле мы редко задумываемся о том, что труд - это благо! Может быть основное благо, которого добилось человечество в последнии годы. И было бы не плохо иметь памятник этому великому достижению. Зачем же превращить его в Цирк. В Цирк, в плохом смысле этого слова.
Поздравляю всех с этим праздником! Может быть мы еще сможем сделать его настоящим!

1  /  2
 
 

Общество

Машины и Механизмы
Всего 13 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Андрей Басов
    03:39   /  02 мая 2018
    развернуть
    Что это Вас, Александр на философию потянуло?  Но раз уж пошла такая пьянка, то давайте разбираться. Праздник - это либо радостное чисто эмоциональное событие, либо радость от большого практического достижения. Какая радость у нас в Новый год? По сути о том, что цикл прошёл, а мы ещё живы. То же и с днём рождения, но уже персонифицированно. Поскольку такие праздники по большому счёту беспредметны и лишь эмоциональны, то сам Бог повелел в них от души просто побеситься.

    Другое дело Первое мая. Это праздник практических достижений - деловой и тут можно побеситься от радости, если достижения сохранились и приумножились, а для этого нужна оценка состояния текущего дня. Именно с этого и должно начинаться Первое мая как публичное мероприятие. И уже после этого беситься с радости или горя. Но в случае упадка достижений логично было прямо на ходу преобразовать демонстрацию единения в деловую акцию протеста. Делается это? Да, иногда, но в довольно странном виде. Утраты конкретны, а протесты абстрактны.
    • В философию Андрей, меня потянуло уже давно. Возможно возраст. Наверное просто пришло время.
      Я немного не согласен с вашим определением Праздника. Праздник - это не достижение каких-то результатов. Это явление культуры. Это факт сохранения Традиций. 
      На праздники, как мне кажется, не стоит подводить никаких итогов. Нужно праздновать.
      А вот само понятие - праздновать, что такое праздновать и как это - праздновать, это другая история. 
      Праздновать нужно какими-то действиями. Действия могут быть очень разные. Например, просто накрыть стол и пригласить друзей. Или сходить вместе с друзьями на демонстрацию. Это тоже может быть действием. Или вместе со всеми начать строительство храма и поучаствовать в этом строительстве. 
      Праздник - это событие, это действие. Это не отдых. Во всяком случае, не физический отдых.
      А все наши последние государственные праздники свелись к выделению только лишь выходного дня. И это неправильно. Я с этим не согласен.
      • Андрей Басов
        10:27   /  03 мая 2018
        развернуть
        Алксандр, вопрос тут субъективный и толкований может оказаться множество. Я даже могу согласиться и насчёт культуры с уточнением, что в русских традициях почти любое достижение сопровождалось праздником. То есть какой-то формой ликования. И для этого совсем не нужен выходной. Праздник может быть всеобщий, личный, какой-то группы, а так же регулярный или разовый.

        Да, работа для философского ума: www.andrey-basov.net/socio.pdf  Мы с Вами как-то начинали дискуссию на эту тему, но она заглохла. Сейчас аргументов и доказательств побольше.


        • Николай Андреев
          14:47   /  03 мая 2018
          развернуть

          Праздник, это условный рефлекс, включающейся у группы лиц при появлении на календаре определённого порядка цифр, у некоторых народов и групп людей рефлекс привязан к лунному календарю (春節- китайский новый год, пасха), или разового события (Зенит – чемпион).*


          Любопытно, что слово праздник произошло от слова праздный, то есть пустой. Вспомним что, употребляя словосочетание праздный человек, мы подразумеваем, что он пуст, никчёмен.


           А все эти «в русской традиции», «любое достижение»- бла-бла-бла…))) Ирландцы с таким же упоением, ежегодно, при появлении на календаре цифр 17.03 надираются вусмерть, как и коммунисты седьмого ноября, в день октябрьского переворота.

          Британия


          Россия

          Людвиг Кнаус.Утро после праздника. 1853. Холст. Масло.



           Праздники существовали всегда, и пошли они от радостных плясок первобытных племён, вокруг костра, по поводу забития очередного мамонта, когда можно было пожрать от пуза и ничего не делать…))) А ещё, мне кажется, это некий маркер, по которому группа людей с близким мировоззрением и культурой позиционирует себя, а также демонстрирует свою сплочённость окружающим.


          * Шутка


           


          • Грустно мне читать твои строки, Коля! Даже спорить не хочется. Если человек живет по принципу - а баба яга против, то это уже навсегда!)
            Каждый живет свою жизнь и сам определяет - что ему важно, а что - бла, бла, бла....
            Лично для меня Праздники и их суть - это очень важно. Это основа. Это часть моей культуры и культуры людей с которыми я живу.  И мне важно, что бы Праздники были. Но... что бы они были настоящие, а не просто для галочки. И это меня подталкивает не сидеть молча и радоваться пустому выходному, а сделать что нибудь, что будет сохранять эту культуру после меня...)
            • Николай Андреев
              13:01   /  04 мая 2018
              развернуть

              Странно, что в общем-то шутка тебя так задела. Я готов извиниться.


              А если про праздник, то мне кажется, каждому человеку важно, чтобы праздники были. Идиотизм ситуации в другом, в неприятии чужого мнения. Вот, например, Семён Семёнович чтит первомай, Исаак –пейсах, Лёха –Зенит. У каждого, свой праздник. Но я не верю в Моисея и скрижали, чаяния пролетариата столетней давности мне не близки, футбол мне неинтересен. Я искренне не понимаю, почему у меня должен выделяться желудочный сок при каких-то обстоятельствах, придуманных неизвестно кем. У меня свои важности и радости. И вот тут наступает самое интересное! «Ах ты сука не с нами?! Не идёшь в колонне\ни пьёшь за чемпиона\ не держишь пост?» (нужное подчеркнуть) На тебе сука поганая в морду за это! Ты не в нашем стаде! Ты говно и ублюдок!


              А баба-яга не против, ей просто неинтересно. Как неинтересен Тебе Цинмин – праздник более чем миллиарда человек. И поверь мне, от этого Ты не становишься хуже. И если Полина не пьёт шампанское под бой курантов и не слушает бормотание президента (ставшееся нам в наследство от первых секретарей, которых она не помнит), это не значит, что её жизнь пуста и бессмысленна. Находить радость можно в разных вещах, и уважать чужой выбор. И ещё, я абсолютно уверен, что Григорий Перельман не менее счастлив, чем Владимир Путин.


               


  • Полина Агеева
    21:21   /  02 мая 2018
    развернуть
    Не люблю практически все государственные праздники, потому что у большинства из них давным давно стерся смысл, особенно у 8 марта и 23 февраля. Так что я ничего не праздную, и только всеобщее помешательство еще заставляет меня о них помнить. А насчет реального труда, полезного для всех - этим лучше заниматься всегда, а не только 1 мая)
  • Айрат Еникеев
    18:18   /  03 мая 2018
    развернуть
    У татар и башкир есть праздник сабантуй. Сабан - плуг, туй - праздник. Конные скачки, медовуха рекой, драка подушками и т. д. Замечательный праздник, знаменующий окончание весенних полевых работ. Стало быть праздник труда, хотя в переносном значении - пирушка. На самом деле - и то и другое. Типа потрудились на славу, теперь отдохнем. Тем более что спустя самое краткое время начинается покос, а там и уборки рукой подать. Празднику сотни лет, и это праздник в самом высоком смысле слова. У этих же народов есть религиозные праздники, скажем, ураза-байрам. Их тоже празднуют веками, с удовольствием и вместе с тем с благоговением - молятся, разговляются после долгого поста и т. д. Эти и другие праздники (и у других народов найдутся аналогичные), чьи традиции уходят в глубину времен, праздновали и будут праздновать, пока земля стоит. Стало быть прав Александр Иванович: праздник - это прежде всего традиция. Только одни из них имеют крепкие корни, а другие возникли на тонкой почве политической идеологии, и как только исчезла идеология, и праздник перестал обозначать что-то конретное, святое, в случае с сабантуем и ураза-байрамом - веру и труд. Вот когда поймем, во что верим и для чего и кого трудимся, тогда и праздники обретут свои корни. А первомай я бы переименовал в праздник... ну допустим, в "праздник 5 соток")) Тут тебе и вера (в свои силы), тут тебе и труд (на родных грядках). И дополнительные выходные тут же обретают высокий смысл, а не просто шатание по улицам с плакатами. И даже поллитра под шашлык уже смотрится не так вульгарно))



     
  • Глубоко копаете, господа.  Все, мне кажется, намного проще.  При царе 1 Мая  был днём протестов против власти, при коммунистах днём, когда народу строго указывалось радоваться власти. 

    Сегодня те, кто обязан выполнять указание радоваться 1 мая идут на демонстрацию. Те, кто не обязан - едут на шашлык.  Власти радостно, когда народ блюдёт скрепу - радоваться власти. Отсюда и деньги на шарики. И труд здесь не при чем. 

    Искать в этом празднике новые смыслы  вообще не полагается.  Вчера на Невском наблюдал как толпа в несколько тысяч молодых людей искала для себя  новые смыслы.  Власть кроме  ОМОНа и дубинок ничего им предложить не посчитала нужным.  

    • Эх, Олег Семенович! Я вам про философию и про Культуру! А вы опять свели все к банальному политиканству...)
      И все же, я еще раз хочу сказать - я считаю, что Праздники это часть нашей культуры. Достаточна значительная часть, что бы относиться к ней с уважением. Праздники нужны и праздновать их надо, нравятся они кому то или нет. Культура и важная её часть - традиции, всегда и везде были слегка в тягость народу.
      Поэтому еще раз - Праздники нужны.  Только Праздники должны быть настоящими. Что бы народ в них верил и чтил их. Это объединяет общество. А вот если традиции будут  превращать в шоу, то жди беды!!! Вот в чем идея...(

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK