Часто ли мы обращаем внимание на дизайн предвыборных плакатов, выпускаемых представителями различных партий? Каким бы ни был наш ответ, мы вряд ли сможем превзойти Кэтрин Хеншен, доцента кафедры коммуникаций в Virginia Polytechnic Institute and State University, ставшую автором исследования о роли шрифтов в политических кампаниях консервативных и либеральных партий.
Как объясняет сама исследовательница, интерес к теме пришёл к ней во время поездки по региону. Хеншен
заметила, что один и тот же кандидат на местных выборах использовал разные шрифты для своей кампании в сельской и городской местности, и задалась вопросом, насколько это обоснованно.
Обычный интерес быстро перерос в полноценное исследование, проведённое совместно с ещё одним доцентом кафедры коммуникаций, Даниэлем Тамулом. Анализ полученных данных привёл к двум основным выводам: люди воспринимают шрифты как либеральные или консервативные, и степень их одобрения зависит от того, насколько хорошо использованный шрифт соответствует их политической позиции. Отличительной чертой шрифтов стало использование засечек – их наличие свойственно плакатам консервативных групп.
Исследование представило собой эксперимент, состоящий из прочтения одной и той же фразы, написанной с использованием разных шрифтов. В общей сложности 987 участников опроса прочитали фразу «быстрая коричневая лиса перепрыгнула через ленивую собаку», представленную в стиле двух шрифтов, представляющие категории засечек и без засечек: Times New Roman и Gill Sans.
Затем респонденты оценили шрифт как либеральный или консервативный и ответили на несколько вопросов, связанных с их политической идеологией, партийной принадлежностью, возрастом, полом и расой. Эксперимент был проведён дважды, с использованием более широкого диапазона шрифтов.
В целом, результаты показали, что стили шрифтов воспринимаются как имеющие различные идеологические установки, а партийность умеряет их идеологическое восприятие. По мнению самих учёных, это исследование может стать основой для более углублённого изучения способов политической коммуникации.
Фото: KRISTI BLOKHIN/ISTOCK