Карликовый Эдем: что мы знаем о Ватикане
Лестницы Браманте. Фото: Ninlawan Donlakkham, dreamstime.com
Сикстинская капелла
Та самая, где поет знаменитый на весь мир одноименный церковный мужской хор. Его основал еще папа Сикста IV аж в 1471 году (в его честь, кстати, и название – Сикстинская). С тех пор участие в хоре стало чрезвычайно почетным – здесь звучали произведения именитых композиторов эпохи Возрождения. Например, испанца Кристобаля де Моралеса или итальянца Джованни Нанино. Сегодня там исполняют даже современные сочинения. Чтобы попасть в хор, нужны два условия: иметь совершенный голос, слух и быть мальчиком.
Здание капеллы появилось почти одновременно с созданием хора – в 1473–1481 годах. По заказу того же Сикста IV его спроектировал архитектор Баччо Понтелли. Храм возвели на месте другой капеллы – Большой, где некогда собирался папский двор, состоявший из пары сотни кардиналов. В 1508–1512 годах свод ее Сикстинской «сестры» расписывал Микеланджело, самой известной фреской которого, как известно, является «Страшный Суд». Он создавал ее на алтарной стене капеллы целых четыре года. Тема ее – второе пришествие Христа и Апокалипсис. Но, конечно, к капелле «приложился» не только он, а еще Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино и Козимо Росселли. Кисти первого, к примеру, принадлежит фреска «Избиение еврейских младенцев в Египте и призвание Моисея».
«Кумская сивилла», Микеланджело Буонарроти, walmart.com
Балдахин Святого Петра
Или попросту надгробие апостола Петра, который по преданию и был первым папой римским. Впрочем, слово «попросту» – неуместно. Потому что балдахин Святого Петра – это роскошь даже не в квадрате, а в кубе. Конструкцию, выполненную в стиле барокко, известный итальянский архитектор Джованни Бернини начал строить в 1623 году, а закончил в 1634-м. По сути своей – это балдахин, только очень большой – 28,74 м в высоту, а еще – бронзовый и позолоченный. Он составлен из четырех спиральных колонн, каждая из которых стоит на высоком мраморном постаменте. Довершает их купол с четырьмя фигурами ангелов в два человеческих роста каждый.
pixabay.com
w-dog.ru
Балдахин венчает позолоченный крест на сфере – символ мира, грехи которого искупил Христос. Но увидеть такое на могиле апостола вполне ожидаемо – куда более неожиданно лицезреть на нем гербы с изображением трех пчел. Именно они издавна вызывали особое любопытство у искусствоведов. Всего их 8 штук, и на первый взгляд они одинаковы. Но если начать вглядываться, то становится понятно, что отличия – в выражении лица женской головы, которую и венчают гербы. Если рассматривать их одну за другой, начиная с левого переднего цоколя, то можно увидеть, как лицо женщины словно сжимается в конвульсиях, волосы становятся более растрепанными, изначально закрытый рот открывается, а в глазах появляется все больше печали. В последней композиции вместо женской головы мы видим улыбающееся лицо младенца с вьющимися волосами. Одно из объяснений этой аллегории: христианство, как беременная женщина, преодолевает все трудности, чтобы «родить» добро.
Лестницы Браманте
Папа Бенедикт XVI. Фото: REUTERS/ Osservatore Romano, reuters.com
Изящный пример такой конструкции – тот самый папский зал для аудиенций. Вообще-то это не просто зал, а целое здание, настолько большое, что часть его даже не «помещается» в Ватикане и находится на территории Рима. Здание выполнено в современном стиле из железобетона, оно вмещает 6300 сидячих мест, а если убрать часть из них, то до 12 тыс. зрителей. Главная достопримечательность зала – бронзовая скульптура «Возрождение», созданная еще одной знаменитостью – одним из крупнейших представителей итальянского модернизма, «скульптором ветра» Перикле Фаццини.Общество
Ольга Фадеева