я могу больше, чем кажется
."И что бы с вами не случилось - ничего не принимайте близко к сердцу. Немногое на свете долго бывает важным" Э. М. Ремарк
Ксения Севастьянова
Все записи
текст

Искусственный соперник

Когда в детстве мама занималась домашними делами, папа работал, а нам было не с кем поиграть, приходилось выдумывать воображаемых друзей. Кто бы мог представить, что уже в наше время эта проблема будет решена благодаря искусственному интеллекту. Если вам не с кем поиграть в шахматы, откройте программу AlphaZero. Спойлер: она вас победит.
Искусственный соперник

Пока спортсмены боролись за первое место в очередном шахматном турнире, инженеры смогли обучить машины так, что они обыграли даже самого мощного соперника и стали сильнее человека.

Идея создать машину, которая могла бы обыграть человека в такой сложной игре, как шахматы, давно преследовала человеческие умы. Был и ChipTest, и Deep Thought, и главный предшественник героя последней сенсации — Deep Blue. Корпорация IBM наняла разработчиков из Deep Thought, и перед ними встала задача увеличить число ходов, которые бы мог обрабатывать компьютер. Это позволило бы ему просчитывать игру на несколько шагов вперед. На первом матче в 1996 году Deep Blue проиграла чемпиону мира Гарри Каспарову, и тогда создатели приняли решение оптимизировать количество процессоров, работающих одновременно, чтобы их детище успевало анализировать больше ходов в секунду. К 1997 году цель была достигнута, и Deep Blue обыграла Каспарова.

Через 10 лет на свет появился Stockfish. Это был уже не суперкомпьютер, а специальная шахматная программа для настольных и мобильных платформ. Она просчитывала ходы, перебирала варианты и исключала худшие. Впервые ей удалось обыграть другой шахматный движок Komodo в 2014 году, и до сих пор Stockfish является одним из лидеров в рейтинге подобных программ.

И хотя успехи разработчиков были явно ошеломляющие, им хотелось чего-то большего. Например, создать не машину, которая занимается расчетом ходов на основе заложенных алгоритмов, а искусственный интеллект, самообучающийся и использующий нестандартный подход. Для начала инженеры замахнулись на го. Го — это логическая настольная игра, сложность которой заключается в большем, чем в шахматах, количестве позиций. Игровое поле в ней тоже шире, поэтому партии длятся дольше.

В 2015 году компания Google DeepMind разработала программу AlphaGo. И она начала обыгрывать профессиональных игроков. Интересно в ее работе то, что она не использует алгоритмов и оценочных функций, характерных для го. Также она не привязана к конкретному аппаратному обеспечению. Создатели AlphaGo занесли в нее только теоретические навыки игры, а она начала обучаться на партиях, сыгранных людьми. Считалось, что машина выиграть в го не способна, поскольку там есть огромное количество вариантов ходов, и привычный для искусственного интеллекта метод их перебора не сработает. Однако AlphaGo доказала, что нет ничего невозможного: она одержала победу над одним из сильнейших игроков Ли Седолем — 4:1.

Седоль после череды проигрышей предпочел завершить свою карьеру и обосновал это превосходством ИИ: «Когда в го начал играть искусственный интеллект, я понял, что никогда не буду на вершине, даже если стану номером один ценой отчаянных усилий. Даже если я стану первым, останется нечто, что я не смогу победить»

Кажется, после победы над бывшем чемпионом, разработчиков было уже не остановить. В 2017 году они представили обновленную версию альфы — AlphaGo Zero. Программа обучалась, играя сама с собой, без обучения на играх людей. В нее вносили только теоретические правила, это и означала приставка Zero. Усовершенствованная версия обыграла все предыдущие, показала высочайшие результаты, и тогда в нее внесли правила шахмат и сёги (японских шахмат).

Настала очередь последовательницы, программы AlphaZero: после добавления шахматных правил за 24 часа произошло невероятное. Искусственный интеллект научился приемам, непосильным людям и Stockfish. Их с AlphaZero «посадили» играть против друг друга 100 партий. 25 раз ИИ вышел победителем белыми фигурами, а еще 3 — черными. Остальные партии закончились ничьей. Таким образом, Stockfish не победила ни разу.

ИИ превратился в непобедимого соперника. Шахматисты с мировыми именами буквально не видят смысла в своем дальнейшем существовании в качестве игроков, потому что превзойти AlphaZero если и получится, то явно не в этой жизни. Российский шахматист Ян Непомнящий прокомментировал ситуацию следующим образом: «Если существует шахматная программа, которая настолько легко побеждает сильнейший на сегодня шахматный движок, это "хорошие" новости и для нас. Скорее всего, очень скоро нам придется играть в какую-нибудь другую игру!»

Сегодня искусственный интеллект обыгрывает нас в шахматы, заменяет многие профессии и становится полноправным хозяином своей машинной жизни. Вполне возможно, что завтра мы увидим новые невероятные результаты сотрудничества человека с ИИ.

Фото: dneprcity.net

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK