Игры разума
В течение двух недель четыре этажа Фрунзенского универмага были заполнены интерактивными произведениями ведущих мировых профессионалов в области видео, компьютерных и мультимедийных технологий. Yota Space стала площадкой для обмена опытом и творческого роста всех, кто занимается или просто интересуется аудиовизуальным искусством. На фестиваль было приглашено огромное количество прессы, побывал там и «ММ». Из множества инсталляций и хэппенингов мы выбрали пять самых, на наш взгляд, интересных.
Volume
Команда United Visual Аrtists
«Аудиовизуальный лес» составлен из 46 светодиодных колонок. Колонки оснащены тепловизорами и датчиками движения, поэтому чутко реагируют на приближение человека, меняя холодный цвет на теплый. Сначала это забавляет: подходишь, и столб «радуется» тебе, начиная светиться и звучать, а когда отступаешь – гаснет и замолкает. Если дождаться момента, когда посетителей в «лесу» будет немного, можно поймать эффект именно от своего движения. Консультант при входе в Volume обещал выправление ауры и восстановление душевного здоровья.
От авторов: «Это наша культовая инсталляция. Мы обеспечиваем взаимодействие людей и техники: здесь задействованы и видео, и звуковые эффекты – люди творят, взаимодействуя с нашей инсталляцией. Кстати, эта работа впервые демонстрировалась в помещении».
Augmented Shadow
ДЖУН МУН (JOON Y MOON)
На освещенном столе несколько кубиков, изображающих дома, и один кубик-солнце. Вы начинаете их переставлять – и перед вами оживает целый мир: появляются птицы, люди, на солнечной стороне улицы «вырастают» деревья. От перемены мест кубиков меняется жизнь человечков: они обзаводятся жилищем, идут к солнцу за теплом, которое бережно несут в свой дом. Через пару минут так проникаешься этой экосистемой, что начинаешь заботиться о малышах, беспокоиться о том, чтобы у них в домах было солнце. А ведь и над нами кто-то переставляет кубики. Жуть!
Augmented Shadow (Joon Y Moon)
От автора: «Я программист, который исследует королевство «Искусство & технология».
77 million paintings
Брайан Ино (Brian Eno)
«Визуальная музыка» – постоянно меняющиеся живописные цифровые полотна с таким же уникальным звукорядом. Идея проекта – предмет 30-летних исследований автора: размывание границ между художественными дисциплинами. Создатели говорят, что музыкальные произведения, которые здесь используются, «ведут себя, как картины», в то же время 77 million paintings – это «картины, которые ведут себя, как музыкальные произведения». Изображения медленно меняются и развиваются – одно и то же нельзя увидеть дважды. Каждая картина нарисована от руки самим Брайаном, затем она переводится в цифровой формат и воспроизводится в пространстве. Это новый шаг в экспериментах композитора, которые он называет «генеративным искусством».
77 million paintings (Brian Eno)
От автора: «Я надеюсь создать пространство, похожее на большое медленно движущееся круговое зеркало, которое воспроизводит чувства и эмоции, побуждает размышлять о настоящем и будущем».
Webcam piano
Мехмет Актен (Mehmet Akten)
Инсталляция преобразует движения рук в мелодии, при этом прикасаться к экрану не надо. Хоть это и не настоящее пианино, и нет чудесного ощущения клавиш, но удовольствие от того, что под пальцами музыка – есть. Тональность и цвет пузырьков, которые сопровождают любой ваш пасс, можно поменять с помощью тех же прикосновений «к воздуху». Для того чтобы поиграть, приходилось выстоять получасовую очередь: дорвавшиеся подолгу отказывались уходить.
Webcam piano (Mehmet Akten)
Webcam piano – одна из трех составных частей проекта «Исследование» по созданию интерактивного видео, которое взаимодействует с людьми.
От автора: «Интерес у меня в том, чтобы создать язык, на котором люди могли бы объясняться с компьютерами – как режиссер с артистами, композитор с музыкантами… Я рассматриваю себя в качестве визуального художника, интерактивность уже на втором месте. С ее помощью обеспечивается взаимодействие человека с креативной средой. С технологической точки зрения мои инсталляции очень просты, они демонстрируют, что вы можете создавать при помощи своего тела: художественные полотна, музыку или просто формы, расширяющие наше осознание действительности».
Peasouper
Джейсон Брюджес (Jason Bruges)
Peasouper – это четыре экрана, которые, отражая проекции друг на друга, образуют своеобразный коридор, освещенный проектором у вас за спиной. Если отразиться в первом из них, а потом быстро пройти вдоль «коридора», глядя на экраны и потолок, можно увидеть себя, стоящего перед первым экраном несколько секунд назад. Идея этой работы навеяна лондонскими туманами. Отражения проплывают как в молоке, при взгляде на них возникает мистическое ощущение – будто заглядываешь в потусторонний мир.
С Джейсоном Брюджесом нам удалось немного поговорить.
– Джейсон, как вы считаете, ваша работа – это искусство или наука?
– Определенно это искусство, но оно очень близко граничит с наукой. Я бы сказал, это искусство, в которое на начальном этапе можно внести предварительные настройки – например, освещение. Картинка и сама работа складывается из отдельных фрагментов, как кубики, в единое целое – один большой фрагмент или кубик. Лучи света, а в данном случае – туман, в котором отображается фигура, генерируются компьютером из ее кусочков-проекций. Ваше изображение разделяется на отдельные составляющие, которые сохраняются в определенном участке памяти компьютера, потом они отправляются на обработку, и камеры «вытягивают» из данных ячеек полномасштабное изображение.
Jason Bruges
Даже при полном отсутствии таланта можно научиться рисовать и играть на пианино, можно поднапрячься еще, освоить мультимедийные технологии и делать забавные штуки, жонглируя модным термином «инновация». Но художника отличает другое – жажда создавать собственное пространство, чтобы говорить в нем на своем языке. Многое из того, что включило «Пространство Yota 2010», позволяет в этом убедиться.
Общество
Юлия Александрова