А появились они еще в Древнем Египте (по крайней мере, одна из древнейших чернильниц, созданная 5 тыс. лет назад, найдена именно там). Чернила изготавливались из корня водного растения папируса (из него же делали и аналог бумаги), который для начала надо было сжечь, а полученную золу смешать с камедью – стекловидной массой, что выделяется из поврежденной древесины. Удобно ли было писать такими вязкими «чернилами» – вопрос, но настойчивые египтяне старались.
Изображение жука-скарабея и иероглифы, написанные чернилами в 1550–1350 гг. до н. э. Фото: Lenka P www.flickr.com Та же проблема была и у китайцев 2,5 тыс. лет назад. Рецепт их чернил был похож на египетский – сажа плюс растительная смола, разве что они добавляли еще и раствор щелочи (для разжижения). Практичные римляне же использовали в качестве основы для чернил даже виноградные косточки, которые не выбрасывали, а сушили и сжигали. Потом добавляли в сажу немного растительного масла и писали.
А вот среди монарших особ и в Греции, и в Риме ценились, прежде всего, красные чернила. Их делали из киновари и пурпура, который добывали из моллюска брандариса. Для этого несчастных улиток доставали из раковин, помещали в соленую воду, вялили на солнце и варили. Из 10 тыс. моллюсков получался лишь 1 г красных чернил. Неудивительно, что их под страхом смертной казни нельзя было использовать нигде, кроме императорского двора.
Делали чернила и просто из ягодного сока – из бузины или черники. Чрезвычайно популярной повсеместно была смесь, приготовленная из наростов на листьях и ветвях дуба и вяза – их так и называли: «чернильные орешки». Из них делали настой и смешивали с железным купоросом.
На Руси в качестве замены таких «орешков» добавляли в чернила древесную кору. Были у наших предков и красные чернила, которыми писцы выделяли новый абзац (отсюда пошла «красная строка»). Делались они из личинок насекомого червеца карминоносного, которых сушили и толкли в порошок.
Одни из самых древних чернил на Руси приготовлялись на основе ржавчины. Для этого нужно было раздобыть «нарочито ржавое железо» или «чернильное гнездо», как называли старые замки, негодные ножи, гвозди и прочий железный хлам. Его дробили на части («кусьем рассекаа») и опускали в емкость с водой. Туда же закладывали ольховую кору и заливали раствором из той же коры и очищенного мха. Сюда же следовало добавить… кислых щей, кваса или уксуса, которые выполняли функцию щелочи. Это адское зелье нужно было поставить в теплое место на довольно продолжительное время, а еще то и дело поливать новым кислым раствором. Зато и результат был что надо: хорошо настоявшиеся чернила были густыми и обладали интенсивным коричневым цветом, а когда высыхали на бумаге, то даже поблескивали на свету – в подтверждение своего железного происхождения. Лишь в XVIII веке вместо «чернильных гнезд» в будущую краску для писания стали добавлять железный купорос, что резко повысило скорость приготовления смеси.
Чернила на основе растительного сырья использовали вплоть до XX века. Знакомые всем фиолетово-черные, к примеру, в 1847 году изобрел немецкий химик Фридлиб Рунге, используя экстракт сандалового дерева. Органические пигменты, впрочем, применяют и сегодня, хотя по большей части современные чернила – результат достижений химической промышленности. В них добавляют дистиллированную воду, глицерин, этанол и различные спирты.
А вот задачи для чернил изменились – теперь недостаточно, чтобы они просто хорошо писали. Необходимо, чтобы они отлично смачивали бумагу (но при этом не растекались), обладали насыщенным и стойким цветом, быстро высыхали и, конечно, дешево стоили. Хотя требования могут быть самыми разными, в зависимости от назначения: к авторучкам – одни, к картриджам принтеров – другие. Да что там принтеры – чернила различаются даже у разных типов ручек: гелевых, шариковых, капиллярных. А еще есть специальные чернила для скрапбукинга.