Фараоны, гуси и сетка-рабица


Вначале был полив
Древнейшие цивилизации питали реки. Большие и полноводные. Такие как Тигр и Евфрат, создавшие культуру, которую считают старейшей, – месопотамскую. Характер обеих рек был противоречив: тигр полноводен, бурлив и с крутыми берегами, а Евфрат – наоборот, спокоен и уклонист. Неудивительно, что люди чаще селились на берегах последнего.
Первые поселения в Междуречье, вероятно, возникли в VI тысячелетии до н. э. Несмотря на то что местному населению достались сразу две реки, несущий ими ил был не так плодороден, как отложения Нила в Египте. Да и разлив наступал лишь в конце весны и к тому же был бурным – за сутки уровень воды мог подняться более чем на 10 метров.
Междуречье в древности. historic.ru
Поэтому развивать земледелие в этих засушливых краях было не так уж просто. Но аборигены пустыни оказались сообразительными и придумали инновационное ноу-хау – рыть искусственные каналы, с помощью которых можно орошать почву. Археологи обнаружили в северной Месопотамии такой канал шириной 4–6 метров, построенный в V тысячелетии до нашей эры.
В Двуречье – южной Месопотамии, где Тигр и Евфрат в древности образовывали общую дельту (но не сливались, как сегодня), – было немало заболоченных долин. Несмотря на это, климат здесь был еще более адским (в прямом смысле слова, ведь температура в тени летом достигала 50 градусов Цельсия, а дождя могло не быть восемь месяцев кряду), чем на севере страны. Жизнь билась только благодаря Тигру и Евфрату.
Каналы древней Месопотамии. Иллюстрация: John James, «Living in Ancient Mesopotamia», cuttersguide.com
Судьбы русла
Первые жители Двуречья – знаменитые шумеры, этническое происхождение которых загадочно, как рукопись Войнича. Но именно этот таинственный народ впервые – в IV тысячелетии до нашей эры – стал создавать упорядоченную систему ирригационных каналов (до того местные аборигены делали это совершенно хаотично). Интересно, что и города шумеры строили на искусственных холмах, чтобы избежать затопления. Такой системный подход – признак сильной централизованной власти, хотя общего государства у шумеров не было – страна состояла из отдельных городов-стран. И каждый из них образовывал вокруг себя крупную сеть каналов. Последние не только орошали землю, но и одновременно служили транспортными путями. Жители городов, кстати, регулярно устраивали стычки между собой в борьбе за землю и воду.
Это и понятно – от русла рек в буквальном смысле зависела их жизнь. Взять хотя бы главный город Шумера – Ур. Веками он был фактически столицей месопотамской культуры. С одной стороны, он стоял на берегу Евфрата, а с другой – был защищен широким каналом. От обоих водотоков отходило множество узких – оросительных арыков. Беда случилась откуда не ждали – в IV веке до н. э. река изменила свое русло. Итог печален – жителям пришлось оставить процветающий до этого город. И таких примеров много: та же судьба постигла шумерский город Эреду. А в 1865–1850 годах до н. э. и вовсе произошел катастрофический разлив Тигра и Евфрата – наводнение разрушило все дамбы, но восстанавливать их было незачем: реки изменили свои русла. Наводнения вообще часто тревожили шумер. Неудивительно, что именно здесь появилось первое сказание о Всемирном потопе, изложенное еще в седом «Эпосе о Гильгамеше».
Хочешь, я продам соседей?
Несмотря на это, шумеры построили свою цивилизацию именно на системе оросительных каналов, добившись больших успехов в земледелии. А потом инициативу перехватили аккадцы, затем – после разрушения государства кочевниками Элама – здесь возникают новые города, главный из которых – легендарный Вавилон, раскинувшийся в устье одного из крупных каналов Евфрата, Арахту. Под властью правителя Хаммурапи государства Аккад и Шумер объединились в Старовавилонское царство. Вавилонский глава, к слову, отлично понимал роль ирригации для своей страны и даже построил очередной крупный канал, названный его именем – Хаммурапи.
А еще возвел крупные плотины для защиты от наводнений. Между прочим, к этим работам привлекали все трудоспособное население Вавилона, называя это ирригационной повинностью. Чиновники, между тем, обязаны были следить за состоянием каналов. Не обошлось даже без знаменитого кодекса законов Хаммурапи, где прописывалось безответственное отношение земледельца к оросительным сооружениям на своем участке: в случае прорыва канала и затопления соседей виновник должен был возместить ущерб. В противном случае его имущество (и даже его самого!) продавали в счет нанесенного им вреда. Представляете, если бы сегодня такие правила действовали в случае затопления соседей снизу?
При этом обслуживание канала было очень трудоемким делом. Если верить письму, отправленному в свое время главе древнего округа Терка, для этой задачи пришлось мобилизовать почти 2000 человек, которых оказалось недостаточно.
Ороситель полей
Тем не менее, сеть ирригационных каналов только расширялась. А еще примерно в 1300 году до н. э. ассирийский царь Адад-нирари I построил в столице – городе Ашур – огромную дамбу из обожженного кирпича, которая защищала восточный берег Тигра.
Дальше – больше. В Вавилоне построили первые набережные – из кирпича и асфальта! Да-да, его стали использовать уже тогда. А своего расцвета теперь уже Нововавилонское царство достигло при Навухудоносоре II, гордо именовавшем себя «оросителем полей». Сложная ирригационная сеть, которую он построил в Междуречье в VI веке до н. э., служила верой и правдой местному населению аж до XIII века эры нашей! У Тигра и Евфрата появились четыре новых канала, которые служили в том числе для судоходства.
План Вавилона. Иллюстрация: Oliver Frey, «Living in Ancient Mesopotamia», cuttersguide.com
А еще подданные царства построили здесь большое водохранилище, названное морем. Еще бы – его окружность составляла целых 56,3 км! С его помощью отныне можно было регулировать распределение воды как во время засухи, так и при наводнении. Кроме того, отвод воды в это «море» помог построить мост в Вавилоне и те самые асфальтированные набережные. Кстати, если вы вдруг захотите посмотреть на современный Евфрат, то знайте, что сегодня его русло проходит по древнему каналу Паллукат, построенному при том же Новухудоносоре. «Ороситель полей» воздвиг и одно из чудес света – Висячие Сады, для своей жены, мидийской царевны Амитис. И без каналов супруга едва ли оценила бы подарок, ведь сады были оборудованы машиной, поднимавшей воду из колодца.
Река времен
Но, увы! Каналы могли нести не только жизнь, но и смерть. Нововавилонское царство приказало долго жить в 539 году до н. э., когда вошло в состав державы персидского царя Кира Великого. Есть несколько версий того, как это случилось. Некоторые из них, озвученные, к примеру, отцом истории Геродотом, свидетельствуют о том, что Кир отвел воды Евфрата из русла и по нему проник в Вавилон.
А в 331 году до н. э. Великий город и вовсе перешел в руки Александра Македонского. Красота Вавилона так поразила Искандера Двурогого (так иногда именуют знаменитого полководца), что он решил сделать его столицей своей гигантской империи – морским центром, который связывал бы его с Египтом и Красным морем через сеть многочисленных каналов. Царь даже приступил к строительству большой гавани, но… в 323 году умер, а его держава распалась.
Кто знает, может быть, Вавилон еще мог сыграть решающую роль на исторической арене, но судьба, а точнее – река – распорядилась иначе. Еще точнее – реки. В начале нашей эры Евфрат изменил свое русло, а уже в нашей эре очередь дошла и до Тигра. Тысячелетняя цивилизация превратилась в мертвую пустыню. Вероятно, об этом и говорил классик: «Река времен в своем стремленьи уносит все дела людей и топит в пропасти забвения народы, царства и царей».
Суэцкий канал: 1, 2, 3…
Как видим, каналы меняли историю не хуже колеса и пороха. Суэцкий – тот самый, что соединил Европу с востоком и через который сегодня проходит около 15 % всей общемировой торговли, – построили в 1869 году. Но мало кто знает, что это лишь жалкий плагиат! Мы просто повторили решение египетских фараонов, которые вырыли здесь канал за тысячи лет до этого. С той же целью – торговать.
Канал фараонов – так его и называют – соединял Средиземное море с Красным через Нил. Первую версию его построил то ли фараон Сенусерт III, то ли Рамсес II – доподлинно неизвестно. У такого решения, впрочем, был недостаток – русло Нила постоянно менялось, а Красное море то отступало, то приближалось вновь. Поэтому первой версии канала фараонов суждено было превратиться в болото…
Через тысячу лет другой египетский царь Нехо II приказал очистить канал. Итог – от жары и малярийных комаров якобы погибло 120 тыс. рабов, да и завершить начатое фараон не успел – оракулы предсказали, что «царь строит канал только на пользу варварам». Правда, через несколько десятков лет его работу закончил персидский монах Дарий I. Его предки, завоевавшие Египет, расширили канал. Но спустя несколько сотен лет его снова заволок ил. Тогда проблему решили Птолемеи, получившие Египет в качестве вотчины от Александра Македонского.
Но «приквел» Суэцкого канала вновь ждало запустение – самая большая в мире на тот момент империя распалась, а торговля захирела. К жизни канал вернули уже римляне, захватившие Египет через триста лет. А полностью перестроил гидросооружение император Траян в 111 году, расставив здесь римские гарнизоны для его защиты. Недаром канал позже назовут «Рекой Траяна».
Потом были византийцы. А потом – арабы, захватившие Египет в VII веке. Все они пытались покорить непослушный канал и использовать его для торговли. Впрочем, то были полумеры – русло Нила уже сильно сместилось на запад, а Красное море отступило, канал поглотили пески. Впрочем, есть версия, что канал в 767 году засыпали по приказу аббасидского халифа аль-Мансура, чтобы перенаправить торговые пути в центральные районы Халифата, столицу которого к тому времени уже перенесли из Аравии в Ирак.
Канал диких гусей
Все знают, что китайцы любят величественность. Но не все догадываются, что так было всегда. Недаром именно в Поднебесной находится самый длинный искусственный водный путь в мире. Он же – объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, он же – Великий канал, он же – Гранд-канал. Основная его часть простирается на 1776 км.
Строился он, как и Москва, не сразу. Самые древние участки относят к началу V века до н. э., ко временам так называемого периода «весны-осени» в истории Китая, особенностью которого стала постепенная эрозия королевской власти. Непопулярные вооруженные конфликты и принудительные работы населения по строительству канала привели к падению династии Суй. Между тем, новый водный путь оказался более чем полезен для всех населенных пунктов страны, некоторые из них благодаря каналу даже превратились в экономические центры империи.
Иллюстрация: Wenji Huang, Mingwang Xi, Shibao Lu, Farhad Taghizadeh-Hesary, «Rise and Fall of the Grand Canal in the Ancient Kaifeng City of China: Role of the Grand Canal and Water Supply in Urban and Regional Development», mdpi.com
Второй по древности участок канала тоже строился постепенно. Предшественника его называют Хун или «Канал диких гусей» (откуда такое название – неясно, но китайцы вообще выдумщики по части имянаречений). Он соединял Желтую реку с более мелкими – Си и Бянь. Точная дата закладки этого участка, впрочем, неизвестна – впервые о нем упоминает китайский чиновник и философ Су Цинь в 330 году до н. э. Современные ученые также считают, что канал начали строить в VI веке до н. э.
Иллюстрация: William Alexander, zh.wikipedia.org
Великий канал, Китай. mdpi.com
Окончательно Великий канал достроили в 604–609 годах при императоре Яне, соединив южную столицу Поднебесной Янчжоу с северо-западом. Гранд-канал оказал влияние не только на экономическое процветание Китая (он даже сыграл важную роль во времена знаменитого «Большого скачка» Мао Цзэдуна, поскольку обеспечивал эффективную транспортировку зерна), но стал архитектурным вдохновением и для других стран. Даже канал Эри в Северной Америке в 1825 году построили по примеру его собрата из Поднебесной!
Общество
Ольга Фадеева