я могу 
Все гениальное просто!
Машины и Механизмы
Все записи
текст

Дирижеры дорог

«В Санкт-Петербургской полиции сделано нововведение. Чинам на некоторых постах, более бойких по движению улиц, присвоены короткие белые трости для регулирования движения и ограждения безопасности пешеходов. Постовой-городовой в случае надобности остановить экипаж или целый ряд экипажей поднимает трость вверх по направлению запрещаемого движения. Все шоферы по этому знаку обязаны немедленно и беспрекословно остановиться и продолжить движение только тогда, когда трость будет опущена», – писала в 1907 году газета «Московские новости». Этот год – год рождения полосатого жезла в нашей стране.
Дирижеры дорог
Первая страница парижской газеты Le Petit Journal, 1928 г. www.gettyimages.co.uk
Градоначальник Санкт-Петербурга Даниил Драчевский отдал распоряжение: раздать всем регулировщикам специальную палку – белую деревянную трость длиной 90 см. Подавать ею можно было всего два сигнала. Указание на «самобеглую коляску» (так
называли первые автомобили) или на лошадь означало, что ездоку следует остановиться. А когда трость поднимали и совершали вращательные движения,
остановиться должен был весь поток.
Японский регулировщик
Японский регулировщик. Фото: Кисова Елена, www.nat-geo.ruВ Африке и странах Азии современные жезлы полицейских красного цвета

В Африке и странах Азии современные жезлы полицейских красного цвета. В некоторых европейских государствах регулировщики пользуются жезлами с фонарем на конце, в других – на конце диск с красным кружком в центре.

Белая палка была хорошо заметной на отечественных дорогах, но больно уж «идеологически неверной» с точки зрения пришедших к власти большевиков. И ее заменили на красную – идеологически правильную. Но если в песчаной Африке и Азии красный цвет весьма заметен и виден издалека, то в наших широтах с наступлением весны и цветения жезл буквально терялся на дороге. Пришлось добавить цвета – ручку покрасили в желтый (это случилось в 1922 году), а заодно укоротить жезл до 49 см (видимо, длинный был не слишком удобен).
Регулировочный деревянный жезл красного цвета. Иллюстрация В. Зарубина из книги Е. Ильиной «Трусы на колесах», 1925 г.Иллюстрация В. Зарубина из книги Е. Ильиной «Трусы на колесах», 1925 г. У милиционера регулировочный деревянный жезл красного цвета, который был обязателен для уличных регулировщиков движения в начале 20-х гг.
Кстати, в те годы светофоры были настоящей диковинкой в нашей стране, поэтому почти на каждом перекрестке стояло по регулировщику. А вот жезлов на всех не хватало, так что стражам дорожного порядка приходилось рукодельничать: самим выпиливать себе жезлы из дерева и самим красить.
Регулировщик переводит детей, остановив движение. Саратов, 1958 год
Саратов, 1958 год. Фото: Я. Рюмкин, www.oldsaratov.ru

Но кипучая натура советского руководства не давала ничему укорениться надолго – уже в 1930-х жезлы отменили: решили, что достаточно будет белых перчаток, которыми отныне милиционеры и должны были регулировать автомобильный поток. Оказалось, недостаточно – руки милиционера воспринимались хуже, чем палочки. И их не просто вернули, а выкрасили в черно-белую полоску. 27 апреля 1939 года вступил в силу циркуляр Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД
СССР. Этот день и считается днем рождения полосатого жезла.
Московский постовой, 1961 г
Московский постовой, 1961 г. Фото: Comet Photo AG (Zürich), www.e-pics.ethz.chМилиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г.
Милиционер-регулировщик с новым жезлом-фонарем. Харьков, 1932 г. www.voenspez.ru

Большевики, как известно, шагали в ногу с наукой и на этот раз решили положиться не на интуицию и даже не на идейные убеждения, а на исследования ученых, которые пришли к выводу, что черно-белое зрение у человека развито гораздо острее цветного. И на фоне дневного буйства красок наш взгляд улавливает именно черно-белые объекты. Ту же шутку зрение играет с нами ночью – наш глаз, как известно, видит всех кошек серыми, как и все остальное. А вот если кошка черно-белая, мы различим ее даже в темноте. Именно поэтому жезл регулировщика на долгие годы стал полосатым.
Советский цирковой робот, знающий 79 команд, играет роль дорожного инспектора, 1967 г
Советский цирковой робот, знающий 79 команд, играет роль дорожного инспектора, 1967 г. www.cyberneticzoo.com

И что же? В 1960-х – в ходе очередного дорожного эксперимента – у регулировщиков вновь отняли их главное оружие и одели их в белые краги. Поэтому до конца десятилетия палок не было, а потом их снова вернули.
Музей жезлов – частная коллекция бывшего руководителя Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Нарыкова
www.auto.mail.ru

В России есть свой музей жезлов – это частная коллекция бывшего руководителя Госавтоинспекции по Курской области полковника полиции Александра Нарыкова. Ему удалось собрать более 50 различных «дорожных палочек» разных эпох, причем не только отечественных, но и зарубежных.
В общем, мало какое орудие стражей порядка подвергалось такой изощренной модернизации, как многострадальная палочка гаишника. В нее вставляли то свисток, то компостер для пробивания талонов нарушителям. На ней записывали номера угнанных машин, позывные спецслужб, прочую полезную информацию и даже «вживляли» в нее электрошокер. Все эти новшества приживались плохо, а вот встроенный фонарь – вполне. Сегодня отечественные полицейские на дорогах нередко используют старые добрые полосатые палочки с подсветкой – такие уж точно легко заметить в любое время суток.

Жезл регулировщика с подсветкойwww.pnevmat24.ru

Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK