День рождения Человека
19 июля 1893 года -День Рождения Владимира Маяковского. У меня с Маяковским отношения посмертно фамильярные: он мой любимый Поэт и, порою, самый лучший друг. По случаю публикую здесь отрывок из мною избранного. Заранее прошу прощения за пространные цитаты, но когда речь идет о Маяковском, меня одолевает какая-то иррациональная щедрость: двое суток бы с табурета читала без перекуров!
ПРО ЭТО (1923)
"...Сомнете периной
и волю
и камень.
Коммуна —
и то завернется комом.
Столетия
жили своими домками
и нынче зажили своим домкомом!
Октябрь прогремел,
карающий,
судный.
Вы
под его огнепёрым крылом
расставились,
разложили посудины.
Паучьих волос не расчешешь колом.
Исчезни, дом,
родимое место!
Прощайте! —
Отбросил ступѐней последок.
— Какое тому поможет семейство?!
Любовь цыплячья!
Любвишка наседок"
"Чтоб не было любви — служанки
замужеств,
похоти,
хлебов.
Постели прокляв,
встав с лежанки,
чтоб всей вселенной шла любовь.
Чтоб день,
который горем старящ,
не христарадничать, моля.
Чтоб вся
на первый крик:
— Товарищ! —
оборачивалась земля.
Чтоб жить
не в жертву дома дырам.
Чтоб мог
в родне
отныне стать
отец
по крайней мере миром,
землей по крайней мере — мать."
ОБЛАКО В ШТАНАХ (1915)
"Вашу мысль,
мечтающую на размягченном мозгу,
как выжиревший лакей на засаленной кушетке,
буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:
досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса,
иду - красивый,
двадцатидвухлетний."
"Эй!
Господа!
Любители
святотатств,
преступлений,
боен,-
а самое страшное
видели -
лицо мое,
когда
я
абсолютно спокоен?"
"Я раньше думал -
книги делаются так:
пришел поэт,
легко разжал уста,
и сразу запел вдохновенный простак -
пожалуйста!
А оказывается -
прежде чем начнет петься,
долго ходят, размозолев от брожения,
и тихо барахтается в тине сердца
глупая вобла воображения.
Пока выкипячивают, рифмами пиликая,
из любвей и соловьев какое-то варево,
улица корчится безъязыкая -
ей нечем кричать и разговаривать.
Городов вавилонские башни,
возгордясь, возносим снова,
а бог
города на пашни
рушит,
мешая слово.
Улица муку молча перла.
Крик торчком стоял из глотки.
Топорщились, застрявшие поперек горла,
пухлые taxi и костлявые пролетки
грудь испешеходили.
Чахотки площе.
Город дорогу мраком запер.
И когда -
все-таки!-
выхаркнула давку на площадь,
спихнув наступившую на горло паперть,
думалось:
в хорах архангелова хорала
бог, ограбленный, идет карать!
А улица присела и заорала:
"Идемте жрать!"
Гримируют городу Круппы и Круппики
грозящих бровей морщь,
а во рту
умерших слов разлагаются трупики,
только два живут, жирея -
"сволочь"
и еще какое-то,
кажется, "борщ".
Поэты,
размокшие в плаче и всхлипе,
бросились от улицы, ероша космы:
"Как двумя такими выпеть
и барышню,
и любовь,
и цветочек под росами?"
А ВСЕ-ТАКИ (1914)
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река - сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.
Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно - у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.
Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я - ваш поэт.
Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.
И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.
Общество
Наталья Нифантова
-
Ну что ж... Маяковский заслуживает поздравлений... Он сегодня лучший. С Днем Рождения!
-
Мне у Маяковского нравится "Тучкины штучки"...Плыли по небу тучки.Тучек — четыре штучки:
от первой до третьей — люди,
четвертая была верблюдик.К ним, любопытством объятая,
по дороге пристала пятая,от нее в небосинем лоне
разбежались за слоником слоник.И, не знаю, спугнула шестая ли,
10тучки взяли все — и растаяли.И следом за ними, гонясь и сжирав,
солнце погналось — желтый жираф.[1917—1918]
-
А вот моё любимое:
ЧТО ТАКОЕ
ХОРОШО
И ЧТО ТАКОЕ
ПЛОХО?
Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.
- Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает -
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это -
очень хорошо
и большим
и детям.
Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.
Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.
Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.
Этот вот кричит:
- Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.
Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.
От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.
Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.
Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын -
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
"Буду
делать хорошо,
и не буду -
плохо". -
1923ПРО ЧТО - ПРО ЭТО?В этой теме,и личнойи мелкой,перепетой не рази не пять,я кружил поэтической белкойи хочу кружиться опять.Эта темасейчаси молитвой у Буддыи у негра вострит на хозяев нож.Если Марс,и на нем хоть один сердцелюдый,то и онсейчасскрипитпро то ж.Эта тема придет,калеку за локтиподтолкнет к бумаге,прикажет:- Скреби! -И калекас бумагисрывается в клекоте,горько строчками в солнце песня рябит.Эта тема придет,позвонится с кухни,повернется,сгинет шапчонкой гриба,и гигантпостоит секундуи рухнет,под записочной рябью себя погребя.Эта тема придет,прикажет:- Истина! -Эта тема придет,велит:- Красота! -И пускайперекладиной кисти раскистены -только вальс под нос мурлычешь с креста.Эта тема азбуку тронет разбегом -уж на что б, казалось, книга ясна! -и становится- А -недоступней Казбека.Замутит,оттянет от хлеба и сна.Эта тема придет,вовек не износится,только скажет:- Отныне гляди на меня! -И глядишь на нее,и идешь знаменосцем,красношелкий огонь над землей знаменя.Это хитрая тема!Нырнет под события,в тайниках инстинктов готовясь к прыжку,и как будто ярясь- посмели забыть ee! -затрясет;посыпятся души из шкур.Эта тема ко мне заявилась гневная,приказала:- Податьдней удила! -Посмотрела, скривясь, в мое ежедневноеи грозой раскидала людей и дела.Эта тема пришла,остальные оттерлаи однабезраздельно стала близка.Эта тема ножом подступила к горлу.Молотобоец!От сердца к вискам.Эта тема день истемнила, в теменьколотись - велела - строчками лбов.Имяэтойтеме:1916Дым табачный воздух выел.Комната —глава в крученыховском аде.Вспомни —за этим окномвпервыеруки твои, исступлённый, гладил.Сегодня сидишь вот,сердце в железе.День ещё —выгонишь,может быть, изругав.В мутной передней долго не влезетсломанная дрожью рука в рукав.Выбегу,тело в улицу брошу я.Дикий,обезумлюсь,отчаяньем иссеча́сь.Не надо этого,дорогая,хорошая,дай простимся сейчас.Всё равнолюбовь моя —тяжкая гиря ведь —висит на тебе,куда ни бежала б.Дай в последнем крике выреветьгоречь обиженных жалоб.Если быка трудом уморят —он уйдёт,разляжется в холодных водах.Кроме любви твоеймненету моря,а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.Захочет покоя уставший слон —царственный ляжет в опожаренном песке.Кроме любви твоей,мненету солнца,а я и не знаю, где ты и с кем.Если б так поэта измучила,онлюбимую на деньги б и славу выменял,а мнени один не радостен звон,кроме звона твоего любимого имени.И в пролёт не брошусь,и не выпью яда,и курок не смогу над виском нажать.Надо мною,кроме твоего взгляда,не властно лезвие ни одного ножа.Завтра забудешь,что тебя короновал,что душу цветущую любовью выжег,и су́етных дней взметённый карнавалрастреплет страницы моих книжек...Слов моих сухие листья лизаставят остановиться,жадно дыша?Дай хотьпоследней нежностью выстелитьтвой уходящий шаг.1930В том что умираю не вините никого, и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.Мама, сестры и товарищи простите — это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.Лиля — люби меня.Товарищ правительство моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.Начатые стихи отдайте Брикам они разберуться.Как говорят —«инцидент исперчен»Любовная лодкаразбилась о быт.Я с жизнью в расчетеи не к чему переченьвзаимных болейбеди обид.Счастливо оставатьсяВладимирМаяковский.--------------------17 лет парень мучился ...
-
UPD: *14 лет .Сообщение не редактируется.
-
-
А еще Гейне молодец:
Возьми барабан и не бойся, Целуй маркитанку звучней! Вот смысл глубочайший искусства, Вот смысл философии всей! Сильнее стучи, и тревогой Ты спящих от сна пробуди! Вот смысл глубочайший искусства; А сам маршируй впереди! Вот Гегель! Вот книжная мудрость! Вот дух философских начал! Давно я постиг эту тайну, Давно барабанщиком стал!
-
Не могу сказать, друзья, что мне нравится ваш выбор. "Тучки", мне кажется, написаны "по приколу", так левой пяткой для удовольствия. "Хорошо и плохо" - явное пионерское нравоучение, есть вероятность, писанное под заказ. Ну, а любовная лирика... она в моих глазах всегда портила реноме поэта. Да и вся эта история с Бриками попахивает нестиранными простынями, а Маяковский в ней выглядит жалко. В общем, это творения не Человека с большой буквы, каким я знаю и люблю Маяковского. У всех есть темная сторона)
-
Да это по сути единственная его сторона... все остальное - поиск пути разрешения противоречия: быть собой, что бы любить Брик, и быть кем-то кого будет любить Брик, или сделать само "быть" таим чтобы противоречия не было. Этому, собственно, и посвящена поэма "про это". Впрочем как и ВСЕ другие его произведения, кроме "Владимир Ильич Ленин".
-
Сделать само "быть" таким, чтобы противоречия не было - прекрасная цель, говорящая о попытке не просто погрязнуть в своих эмоциях, а переосмыслить их в более глобальном масштабе. И постирать, наконец, простыни. А лучше и вовсе обойтись без них.
Единственная сторона может быть только у (или для) объекта, существующего в одномерном пространстве.-
Цель хорошая :) но как мы уже знаем, всей его жизни на нее не хватило бы :) Да он и сам это понял года за 3 до того как смирился.Маяковский и жил в одномерном пространстве: "...Кроме любви твоеймне нету моря..., Кроме любви твоей, мне нету солнца...", "Мама, сестры и товарищи простите — это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет." Не было у него ни "влево" не "вправо", ни "вверх" ни "вниз". Гамлетовский вариант, - " быть, или не быть"
-
Все варианты, Алексей, рано или поздно приводят к гамлетовскому. "Всего два выхода для честных ребят"... ;)
-
-
-
-
-
А я не люблю серьезную поэзию. Мне нравится насмешливое, "по приколу" и прочее)
-
Я нашел, как мне кажется, абсолютный унисон двух великих поэтов - Маяковского и Рождественского. Отрывок из стихотворения "Памяти гитариста":...И так же дымило кафе,и в пространстве витало,А парень окончил игратьи погладил гитару.Уже незнакомый,уже от всего отрешённыйОт столика к столикус мелкой тарелкой пошёл он.Он шёл, как идут по стеклу -осторожно и смутно,И звякали деньги,а он улыбался чему-то.И, всех обойдя,к закопчённой стене притулился.Я помню, я помнювсё время того гитариста,Я чувствую собственной кожей,как медленно-медленноВ прокуренном напрочь кафепод названием "Фламенго"На маленькой сценея сам коченею от боли!Негромко читаю стихи,улыбаюсь, а послеШагаю одинпосредине растерянной ночиОт столика к столику,так вот,с тарелочкой,молча...