я могу ошибаться
Каждый имеет право на безнаказанный эксперимент
Наталья Нифантова
Все записи
текст

День рождения Человека

С очень большой буквы
День рождения Человека

19 июля 1893 года -День Рождения Владимира Маяковского. У меня с Маяковским отношения посмертно фамильярные: он мой любимый Поэт и, порою, самый лучший друг. По случаю публикую здесь отрывок из мною избранного. Заранее прошу прощения за пространные цитаты, но когда речь идет о Маяковском, меня одолевает какая-то иррациональная щедрость: двое суток бы с табурета читала без перекуров!

 

ПРО ЭТО (1923)

 

"...Сомнете периной

и волю

и камень.

Коммуна —

и то завернется комом.

Столетия

жили своими домками

и нынче зажили своим домкомом!

Октябрь прогремел,

карающий,

судный.

Вы

под его огнепёрым крылом

расставились,

разложили посудины.

Паучьих волос не расчешешь колом.

Исчезни, дом,

родимое место!

Прощайте! —

Отбросил ступѐней последок.

— Какое тому поможет семейство?!

Любовь цыплячья!

Любвишка наседок"

 

 

"Чтоб не было любви — служанки

замужеств,

похоти,

хлебов.

Постели прокляв,

встав с лежанки,

чтоб всей вселенной шла любовь.

Чтоб день,

который горем старящ,

не христарадничать, моля.

Чтоб вся

на первый крик:

— Товарищ! —

оборачивалась земля.

Чтоб жить

не в жертву дома дырам.

Чтоб мог

в родне

отныне стать

отец

по крайней мере миром,

землей по крайней мере — мать."

 

ОБЛАКО В ШТАНАХ (1915)

 

"Вашу мысль,

мечтающую на размягченном мозгу,

как выжиревший лакей на засаленной кушетке,

буду дразнить об окровавленный сердца лоскут:

досыта изъиздеваюсь, нахальный и едкий.

 

У меня в душе ни одного седого волоса,

и старческой нежности нет в ней!

Мир огромив мощью голоса,

иду - красивый,

двадцатидвухлетний."

"Эй!

Господа!

Любители

святотатств,

преступлений,

боен,-

а самое страшное

видели -

лицо мое,

когда

я

абсолютно спокоен?"

"Я раньше думал -

книги делаются так:

пришел поэт,

легко разжал уста,

и сразу запел вдохновенный простак -

пожалуйста!

А оказывается -

прежде чем начнет петься,

долго ходят, размозолев от брожения,

и тихо барахтается в тине сердца

глупая вобла воображения.

Пока выкипячивают, рифмами пиликая,

из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая -

ей нечем кричать и разговаривать.

 

Городов вавилонские башни,

возгордясь, возносим снова,

а бог

города на пашни

рушит,

мешая слово.

 

Улица муку молча перла.

Крик торчком стоял из глотки.

Топорщились, застрявшие поперек горла,

пухлые taxi и костлявые пролетки

грудь испешеходили.

 

Чахотки площе.

Город дорогу мраком запер.

 

И когда -

все-таки!-

выхаркнула давку на площадь,

спихнув наступившую на горло паперть,

думалось:

в хорах архангелова хорала

бог, ограбленный, идет карать!

 

А улица присела и заорала:

"Идемте жрать!"

 

Гримируют городу Круппы и Круппики

грозящих бровей морщь,

а во рту

умерших слов разлагаются трупики,

только два живут, жирея -

"сволочь"

и еще какое-то,

кажется, "борщ".

 

Поэты,

размокшие в плаче и всхлипе,

бросились от улицы, ероша космы:

"Как двумя такими выпеть

и барышню,

и любовь,

и цветочек под росами?"

А ВСЕ-ТАКИ
(1914)

   
Улица провалилась, как нос сифилитика.
Река - сладострастье, растекшееся в слюни.
Отбросив белье до последнего листика,
сады похабно развалились в июне.

Я вышел на площадь,
выжженный квартал
надел на голову, как рыжий парик.
Людям страшно - у меня изо рта
шевелит ногами непрожеванный крик.

Но меня не осудят, но меня не облают,
как пророку, цветами устелят мне след.
Все эти, провалившиеся носами, знают:
я - ваш поэт.

Как трактир, мне страшен ваш страшный суд!
Меня одного сквозь горящие здания
проститутки, как святыню, на руках понесут
и покажут богу в свое оправдание.

И бог заплачет над моею книжкой!
Не слова - судороги, слипшиеся комом;
и побежит по небу с моими стихами под мышкой
и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

 



Общество

Машины и Механизмы
Всего 13 комментариев
Открыть Свернуть Комментировать
Комментарии
  • Александр Новиков
    00:00   /  19 июля 2012
    развернуть
    Ну что ж... Маяковский заслуживает поздравлений... Он сегодня лучший. С Днем Рождения!
  • Ева Корчагина
    05:04   /  19 июля 2012
    развернуть
    Мне у Маяковского нравится "Тучкины штучки"...

                                            Плыли по небу тучки.
                                            Тучек — четыре штучки:

    от первой до третьей — люди,
    четвертая была верблюдик.

    К ним, любопытством объятая,
    по дороге пристала пятая,

    от нее в небосинем лоне
    разбежались за слоником слоник.

    И, не знаю, спугнула шестая ли,
    10тучки взяли все — и растаяли.

    И следом за ними, гонясь и сжирав,
    солнце погналось — желтый жираф.

    [19171918]


  • Мария Власова
    09:44   /  19 июля 2012
    развернуть
    А вот моё любимое:

    ЧТО ТАКОЕ
                ХОРОШО
       И ЧТО ТАКОЕ
                  ПЛОХО?


    Крошка сын
              к отцу пришел,
    и спросила кроха:
    - Что такое
               хорошо
    и что такое
               плохо?-
    У меня
          секретов нет,-
    слушайте, детишки,-
    папы этого
              ответ
    помещаю
           в книжке.

    - Если ветер
                крыши рвет,
    если
        град загрохал,-
    каждый знает -
                  это вот
    для прогулок
                плохо.
    Дождь покапал
                 и прошел.
    Солнце
          в целом свете.
    Это -
         очень хорошо
    и большим
             и детям.

    Если
        сын
           чернее ночи,
    грязь лежит
               на рожице,-
    ясно,
         это
            плохо очень
    для ребячьей кожицы.

    Если
        мальчик
               любит мыло
    и зубной порошок,
    этот мальчик
                очень милый,
    поступает хорошо.

    Если бьет
            дрянной драчун
    слабого мальчишку,
    я такого
           не хочу
    даже
        вставить в книжку.

    Этот вот кричит:
                   - Не трожь
    тех,
        кто меньше ростом!-
    Этот мальчик
                так хорош,
    загляденье просто!
    Если ты
           порвал подряд
    книжицу
           и мячик,
    октябрята говорят:
    плоховатый мальчик.

    Если мальчик
                любит труд,
    тычет
         в книжку
                 пальчик,
    про такого
              пишут тут:
    он
      хороший мальчик.

    От вороны
             карапуз
    убежал, заохав.
    Мальчик этот
                просто трус.
    Это
        очень плохо.

    Этот,
         хоть и сам с вершок,
    спорит
          с грозной птицей.
    Храбрый мальчик,
                    хорошо,
    в жизни
           пригодится.
    Этот
        в грязь полез
                     и рад.
    что грязна рубаха.
    Про такого
              говорят:
    он плохой,
              неряха.
    Этот
        чистит валенки,
    моет
        сам
            галоши.
    Он
       хотя и маленький,
    но вполне хороший.

    Помни
         это
            каждый сын.
    Знай
        любой ребенок:
    вырастет
            из сына
                   cвин,
    если сын -
              свиненок,
    Мальчик
           радостный пошел,
    и решила кроха:
    "Буду
         делать хорошо,
    и не буду -
               плохо".
  • Алексей Яковлев
    03:23   /  20 июля 2012
    развернуть
    1923

    ПРО ЧТО - ПРО ЭТО?
     В этой теме,
               и личной
                        и мелкой,
    перепетой не раз
                   и не пять,
    я кружил поэтической белкой
    и хочу кружиться опять.
    Эта тема
            сейчас
                 и молитвой у Будды
    и у негра вострит на хозяев нож.
    Если Марс,
              и на нем хоть один сердцелюдый,
    то и он
          сейчас
                скрипит
                      про то ж.
    Эта тема придет,
                   калеку за локти
    подтолкнет к бумаге,
                      прикажет:
                               - Скреби! -
    И калека
            с бумаги
                   срывается в клекоте,
    горько строчками в солнце песня рябит.
    Эта тема придет,
                   позвонится с кухни,
    повернется,
              сгинет шапчонкой гриба,
    и гигант
            постоит секунду
                          и рухнет,
    под записочной рябью себя погребя.
    Эта тема придет,
                   прикажет:
                            - Истина! -
    Эта тема придет,
                   велит:
                         - Красота! -
    И пускай
            перекладиной кисти раскистены -
    только вальс под нос мурлычешь с креста.
    Эта тема азбуку тронет разбегом -
    уж на что б, казалось, книга ясна! -
    и становится
               - А -
                       недоступней Казбека.
    Замутит,
            оттянет от хлеба и сна.
    Эта тема придет,
                   вовек не износится,
    только скажет:
                 - Отныне гляди на меня! -
    И глядишь на нее,
                   и идешь знаменосцем,
    красношелкий огонь над землей знаменя.
    Это хитрая тема!
                   Нырнет под события,
    в тайниках инстинктов готовясь к прыжку,
    и как будто ярясь
                    - посмели забыть ee! -
    затрясет;
             посыпятся души из шкур.
    Эта тема ко мне заявилась гневная,
    приказала:
              - Подать
                       дней удила! -
    Посмотрела, скривясь, в мое ежедневное
    и грозой раскидала людей и дела.
    Эта тема пришла,
                    остальные оттерла
    и одна
          безраздельно стала близка.
    Эта тема ножом подступила к горлу.
    Молотобоец!
              От сердца к вискам.
    Эта тема день истемнила, в темень
    колотись - велела - строчками лбов.
    Имя
       этой
           теме:

    1916

    Дым табачный воздух выел.
    Комната —
    глава в крученыховском аде. 
    Вспомни —
    за этим окном
    впервые
    руки твои, исступлённый, гладил.
    Сегодня сидишь вот,
    сердце в железе.
    День ещё —
    выгонишь,
    может быть, изругав.
    В мутной передней долго не влезет
    сломанная дрожью рука в рукав.
    Выбегу,
    тело в улицу брошу я.
    Дикий,
    обезумлюсь,
    отчаяньем иссеча́сь.
    Не надо этого,
    дорогая,
    хорошая,
    дай простимся сейчас.
    Всё равно
    любовь моя —
    тяжкая гиря ведь —
    висит на тебе,
    куда ни бежала б.
    Дай в последнем крике выреветь
    горечь обиженных жалоб.
    Если быка трудом уморят —
    он уйдёт,
    разляжется в холодных водах.
    Кроме любви твоей
    мне
    нету моря,
    а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
    Захочет покоя уставший слон —
    царственный ляжет в опожаренном песке.
    Кроме любви твоей,
    мне
    нету солнца,
    а я и не знаю, где ты и с кем.
    Если б так поэта измучила,
    он
    любимую на деньги б и славу выменял,
    а мне
    ни один не радостен звон,
    кроме звона твоего любимого имени.
    И в пролёт не брошусь,
    и не выпью яда,
    и курок не смогу над виском нажать.
    Надо мною,
    кроме твоего взгляда,
    не властно лезвие ни одного ножа.
    Завтра забудешь,
    что тебя короновал,
    что душу цветущую любовью выжег,
    и су́етных дней взметённый карнавал
    растреплет страницы моих книжек...
    Слов моих сухие листья ли
    заставят остановиться,
    жадно дыша?
    Дай хоть
    последней нежностью выстелить
    твой уходящий шаг.

    1930

    В том что умираю не вините никого, и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
         Мама, сестры и товарищи простите — это не способ (другим не советую) но у меня выходов нет.
         Лиля — люби меня.
         Товарищ правительство моя семья это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская.
         Если ты устроишь им сносную жизнь — спасибо.
         Начатые стихи отдайте Брикам они разберуться.
    Как говорят —
         «инцидент исперчен» 
    Любовная лодка
         разбилась о быт. 
    Я с жизнью в расчете
         и не к чему перечень 
    взаимных болей 
              бед
                и обид.
    Счастливо оставаться
                      Владимир
                          Маяковский.

    --------------------
    17 лет парень мучился ...
  • Алексей Яковлев
    03:51   /  20 июля 2012
    развернуть
    А еще Гейне молодец:
    Возьми барабан и не бойся,
    Целуй маркитанку звучней!
    Вот смысл глубочайший искусства,
    Вот смысл философии всей!
     
    Сильнее стучи, и тревогой
    Ты спящих от сна пробуди!
    Вот смысл глубочайший искусства;
    А сам маршируй впереди!
     
    Вот Гегель! Вот книжная мудрость!
    Вот дух философских начал!
    Давно я постиг эту тайну,
    Давно барабанщиком стал!
    
    
  • Наталья Нифантова
    10:16   /  20 июля 2012
    развернуть
    Не могу сказать, друзья, что мне нравится ваш выбор. "Тучки", мне кажется, написаны "по приколу", так левой пяткой для удовольствия. "Хорошо и плохо" - явное пионерское нравоучение, есть вероятность, писанное под заказ. Ну, а любовная лирика... она в моих глазах всегда портила реноме поэта. Да и вся эта история с Бриками попахивает нестиранными простынями, а Маяковский в ней выглядит жалко. В общем, это творения не Человека с большой буквы, каким я знаю и люблю Маяковского. У всех есть темная сторона)
    • Алексей Яковлев
      02:03   /  20 июля 2012
      развернуть
      Да это по сути единственная его сторона... все остальное - поиск пути разрешения противоречия:  быть собой, что бы любить Брик, и быть кем-то кого будет любить Брик, или сделать само "быть" таим чтобы противоречия не было. Этому, собственно, и посвящена поэма "про это". Впрочем как и ВСЕ другие его произведения, кроме "Владимир Ильич Ленин".
      • Наталья Нифантова
        02:16   /  20 июля 2012
        развернуть
        Сделать само "быть" таким, чтобы противоречия не было - прекрасная цель, говорящая о попытке не просто погрязнуть в своих эмоциях, а переосмыслить их в более глобальном масштабе. И постирать, наконец, простыни. А лучше и вовсе обойтись без них.
        Единственная сторона может быть только у (или для) объекта, существующего в одномерном пространстве.
  • Ева Корчагина
    10:23   /  20 июля 2012
    развернуть
    А я не люблю серьезную поэзию. Мне нравится насмешливое, "по приколу" и прочее)
  • Ким Александров
    11:14   /  20 июля 2012
    развернуть
    Я нашел, как мне кажется, абсолютный унисон двух великих поэтов - Маяковского и Рождественского. Отрывок из стихотворения "Памяти гитариста":

    ...И так же дымило кафе, 
    и в пространстве витало,
    А парень окончил играть 
    и погладил гитару.
    Уже незнакомый, 
    уже от всего отрешённый
    От столика к столику 
    с мелкой тарелкой пошёл он.
    Он шёл, как идут по стеклу - 
    осторожно и смутно,
    И звякали деньги, 
    а он улыбался чему-то.
    И, всех обойдя, 
    к закопчённой стене притулился.
    Я помню, я помню 
    всё время того гитариста,
    Я чувствую собственной кожей, 
    как медленно-медленно
    В прокуренном напрочь кафе
     под названием "Фламенго"
    На маленькой сцене 
    я сам коченею от боли!
    Негромко читаю стихи, 
    улыбаюсь, а после
    Шагаю один 
    посредине растерянной ночи
    От столика к столику, 
    так вот, 
    с тарелочкой, 
    молча...
     

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK