Дед Мороз: юный, рыжий, глаза на затылке
Дело о Санте
Современный Дед Мороз – фигура сложная, сплетенная из разных мифов и преданий. Конечно же, не только славянских. Ведь образ мороза и рождественского дарителя есть у многих народов. В западноевропейской и североамериканской культурах – это, как известно, Николай Чудотворец. Отсюда – Санта-Клаус (Санта – «святой», Клаус – «Николай»). Но это если не глубоко копать.
Все христианские праздники берут свое начало в языческих, и их персонажи тоже. Поэтому добряк Санта, по мнению фольклористов, это никто иной, как… рождественский козел. И не тот, что дарил подарки европейским детишкам в XIX веке, а тот, что в Средние века жестоко карал их за непослушание, утаскивал в лес и варил в кипятке. Отголоском этого образа является, по-видимому, антипод Санты, иногда сопровождающий его, чтобы наказать непослушных детей, – рогатый Крампус. На таком фоне «родословная» нашего новогоднего дедули кажется безобидной. Ну, почти.
Крампус и Святой Николай. Иллюстрация: In-Sine, deviantart.com
По всему миру у Деда Мороза насчитывается более шестидесяти коллег. Самый известный из них – рождественский Санта-Клаус. Бородатый весельчак в красно-белой шубе стал таким же символом западной культуры, как джаз и гамбургеры. Но немногие знают, что своим внешним видом и популярностью он обязан вовсе не святому Николаю (прототипу католических дедов морозов), а компании Coca-Сola.
В 1931 году художник Хаддон Сандблом (Haddon Sundblom) нарисовал для популярной газировки серию рекламных плакатов с изображением Санта-Клауса в костюме фирменной красно-белой расцветки. Благодаря массовой рекламной кампании именно этот образ Санты закрепился в умах, а Рождество стало главным праздником не только в США, но и в других странах.
Рождественский постер Coca-Cola 1937 г. Иллюстрация: Haddon Sundblom, dailyartmagazine.com
Например, в Австралии. Несмотря на вечную жару, Санта-Клаус не изменяет своему фирменному стилю. Хоть Дед Мороз там и ходит в плавках и ездит на серфе, он неизменно носит густую белую бороду и шапочку с красным помпоном. Как только бородатый дед приезжает на местный пляж, начинается новогоднее веселье. В этот день во всех парках, а также на открытых верандах кафе и ресторанов можно увидеть масштабный праздничный салют. Вот только длятся народные гуляния недолго, так как к полуночи жители страны кенгуру уже засыпают крепким сном.
Каждому – по деду
Сама история Санта-Клауса начинается во времена, когда Нью-Йорк еще назывался Нью-Амстердам, а Америку осваивали первые поселенцы. Именно Дед Мороз голландских завоевателей стал прототипом западного дедушки. Американцам так понравилась традиция отмечать день святого Николая (имя святого Николая на голландском звучит как Sinterklaas), что они позаимствовали ее, немного изменив имя главного героя и передвинув дату его рождения с 6 декабря на 25-е.
Голландский Дед Мороз носит красную мантию, накидку с позолотой и митру епископа, в руках он держит посох и мешок подарков. В помощниках у святого числится чернокожий паж Zwarte Piet (Черный Пит). По разным легендам Черный Пит символизирует то ли чертенка, то ли дьявола. Он носит одежду средневекового пажа, а на его голове непременно красуется шляпа с пером.
Люди в костюмах Черного Пита, Нидерланды. Фото: HISSINK, destentor.nl
После Второй мировой войны количество чернокожих помощников у Синтер-Клааса значительно увеличилось благодаря солдатам-освободителям, которые, живя в Нидерландах, копировали одежду главных персонажей, не особенно вникая в подробности праздника.
На почту – гному
Образ святого Николая активно эксплуатируется во многих католических странах. Но не везде он предстает в облике бородатого старца. Например, в Норвегии добрый дедушка трансформировался в… гнома. Рождественский гномик Нисси живет неподалеку от Осло в избушке, где весь год мастерит поделки для детишек. Накануне праздника Нисси развозит их на тележке, запряженной лисицей. О своих пожеланиях на Новый год можно написать гному на его личный почтовый адрес в город Дребак.
Ниссен и рождественский пудинг (Ризенгрёд). flavorfuljourneys.com
Когда Дед Мороз… женщина
А в Италии обязанности Деда Мороза выполняет женщина – полуфея-полуколдунья Бефана, внешне очень похожая на Бабу-Ягу. В ночь на 6 января Бефана перескакивает с крыши на крышу или перелетает на метле. Как любая порядочная ведьма, Бефана носит остроконечную шляпу и мантию. На спине у нее мешок с подарками для послушных детей, а провинившиеся получают от нее камень.
Бефана в представлении искусственного интеллекта. zh-cn.napolike.com
Бефана, она же святая Епифания, любимый персонаж итальянских детей. Ее прихода, как и подарков, они ждут с нетерпением. Более привычный нам Дед Мороз мужского пола в Италии тоже присутствует. На родине спагетти и пиццы он носит имя Баббо Натале. Внешне он очень похож на Санта-Клауса и так же, как западный коллега, обитает в Лапландии.
Снова козел
Именно из-за легенды, по которой новогодний дедушка обитает далеко на севере, финны уверены, что единственный настоящий Дед Мороз – это их Йоулупукки (Joulu – Рождество, pukki – козел, фин.). Проживает он в избушке на горе Корватунтури. Эти апартаменты перешли в распоряжение Йоулупукки сравнительно недавно.
Олдскульный Йоулупукки у своего рождественского горшка. contributors.ro
В 1927 году ведущий одной из детских радиопередач придумал историю о том, что финский Дед Мороз живет в Лапландии недалеко от полярного круга. Чтобы Йоулупукки было не скучно коротать свои дни на вершине горы, в спутницы жизни ему придумали жену Муори (от финского Muori – старая хозяйка), а также помощников-гномов.
Сейчас во владениях «рождественского козла» уже целая деревня с гномами-помощниками, оленями и парком аттракционов.
Несмотря на престарелый возраст и деревенский образ жизни, Йоулупукки не отстает от технического прогресса. Как настоящий патриот финский дед разговаривает исключительно по красному сотовому телефону марки Nokia.
Кстати, финским детям больше всего повезло с новогодними подарками. Они получают их вечером 24 декабря, раньше всех в мире. Видимо, сказывается близкое местоположение.
Киприот Василий
На популярном курорте Кипр, как и во всей Греции, Деда Мороза зовут привычным для русского слуха именем Василий. Агиос Василис, он же святой Василий – покровитель неженатых и незамужних.
Именно к нему обращаются те, кто хочет найти свою любовь. Как и русский коллега, Василий не гнушается отведать горячительные напитки. Вот только пить он предпочитает вино. По традиции киприотский Дед Мороз приходит в дом накануне Нового года с мешком подарков для детей, а хозяева встречают его праздничным пирогом и бокалом вина.
Реинкарнация папы
Киприоты не единственные, кто наделил Деда Мороза привычным человеческим именем. В Австрии, Швейцарии и Польше новогоднего старца зовут Сильвестр. Австрийский Дед Мороз – это реинкарнация папы римского Сильвестра I. Как и голливудский тезка, он славился невероятной силой. Сильвестр был настолько силен, что смог одолеть чудовищного змея Левиафана, за что его и причислили к лику святых.
В день святого Сильвестра принято наряжаться в маскарадные костюмы и устраивать бурные карнавальные шествия. Несмотря на это, складывается впечатление, что Сильвестр был не самой любимой личностью молодой Европы. В отличие от других новогодних праздников, 31 декабря – это не день рождения, а день смерти святого.
Башмаки с сеном и морковью
В Голландии день святого Николая начинают отмечать за три недели. В середине ноября Синтер-Клаас в сопровождении своего пажа и слуг приплывает на пароходе в Нидерланды, причем каждый раз – в новый город. По преданию святой живет в замке в Испании, и жители верят, что он привозит с собой частичку тепла в холодную осеннюю Голландию.
Синтер-Клааса встречают на пристани члены городского управления, испанский посол, а также жители и гости города. Бургомистр подводит белого коня по кличке Америго, на котором по легенде Синтер-Клаас в течение трех недель скачет по крышам домов и кидает в камины или окна подарки для детей.
На своем коне голландский дед совершает шествие по всему городу. Следом за ним едут многочисленные слуги на тарахтящих мопедах, пажи и все желающие приобщиться к празднику. В начале торжеств Клаас посещает детские учреждения, а ближе к Рождеству и частные дома. Детишки заранее ставят за окна и около каминов башмаки, наполненные сеном и морковью для Америго, а в обмен на это получают подарки и сладости.
Синтер-Клаас на коне. Фото: AFP 2024 / Remko de Waal / ANP, sputnik-georgia.ru
Чествование Синтер-Клааса продолжается три недели и заканчивается 25 декабря, в день рождения святого. Голландцы отмечают его с большим размахом и бережно чтят традиции, ведь этот праздник такой же символ страны, как тюльпаны и ветряные мельницы.
30 лет смеха и глаза на затылке
А вот японцы отличились даже в праздновании Нового года. Полностью скопировав западные рождественские традиции, они решили заменить кока-кольного Санта-Клауса на отечественного бога. Функции Деда Мороза в Японии выполняет бог счастья, общения, веселья и благополучия Хотей-ошо, в миру известный как «смеющийся Будда». По легенде Хотей, достигнув просветления, начал смеяться. Делал он это на протяжении 30 лет, до самой своей смерти. Хотей путешествовал из города в город и объяснял людям, просившим посоветовать им, как жить, что его единственная медитация – смеяться самому и помогать смеяться другим.
Хотей-ошо изображают как вечно улыбающегося толстопузого старичка с длинными ушами. В руке у него веер, а на спине мешок с подарками. Говорят, что, если 300 раз потереть живот фигурки божества и загадать желание, оно обязательно сбудется.
Дети любят своего новогоднего бога, хотя и немного побаиваются, ведь по преданию у Хотей-ошо есть глаза даже на затылке, поэтому от зоркого взгляда японского Деда Мороза не скроется ни одна шалость.
Рыжий, юный, предприимчивый
Самый молодой коллега Деда Мороза живет в Карелии. Причем молод он и в прямом, и в переносном смысле. Рыжего юношу Паккайне придумали несколько лет назад. Сначала он задумывался как символ ежегодных игр дедов морозов, которые проводятся в Карелии начиная с 2007 года. Вскоре Паккайне, имя которого означает «морозец», стал полноценным атрибутом карельской культуры и поселился в городе Олонце.
Паккайне. Иллюстрация из книги Ольги Колпаковой «Дед Мороз и его братья. Зимние волшебники России». labirint.ru
Современные сказочники наделили коллегу Деда Мороза не только молодостью и жизнелюбием, но и предпринимательской жилкой. По легенде отец оставил ему… стартовый капитал, который Паккайне превратил в успешный бизнес по продаже кружева. Фантазия карельских создателей не ограничилась этой легендой, и они придумали историю про вечную молодость персонажа, которая больше напоминает фильм о загадочном Бенджамине Баттоне, нежели древнюю легенду. Согласно этой истории каждый Новый год Паккайне превращается в младенца и начинает свой жизненный цикл заново. А еще Паккайне любит путешествовать по свету и часто наведывается к своему старшему коллеге в Великий Устюг.
Маленькая смерть
Восточные славяне (которые составляли основную часть древней Руси) почитали мороз как природную стихию с древнейших времен, полагая, что суровая и снежная зима подарит им хороший урожай летом. Они воображали владыку холода либо очень высоким, либо, наоборот, совсем низким стариком с длинной седой бородой, который бегал по лесам и полям и, постукивая своей колотушкой (или посохом), вызывал трескучие морозы.
Старика всячески умасливали. На Святки существовал обычай «кликанья мороза», когда его приглашали отобедать, оставляя на окне или на крыльце блины или кутью. Эти два блюда, как известно, относятся к ритуальной пище славян, поэтому многие исследователи считают Деда Мороза связанным с духами умерших предков. Ничего особенно хорошего (кроме помощи в урожае) от него не ждали – того и гляди заморозит.
Этот мотив можно проследить во всем известной сказке «Морозко», которая является литературной переработкой народного эпоса на ту же тему. С одной стороны, Морозко одаривает падчерицу золотом, с другой – замораживает насмерть дочку мачехи. Интересно, что в этой же сказке можно проследить и другой мотив, не менее древний.
Фольклористы считают, что Морозко у древних славян вообще заведовал кончиной всего живого. Ведь если лето – это маленькая жизнь, то зима – маленькая смерть. Поэтому, чтобы умилостивить сурового деда, в день зимнего солнцестояния ему приносили жертву. Ею была юная девственница, которую привязывали к дереву и оставляли замерзать в лютый мороз. Застывала за день – значит, жертва принята. Интересно, что при этом дед считался вполне себе женатым человеком. Его супругу звали Весна, но кто ж теперь об этом вспомнит…
«Оставил Морозко холст, иголку да нитки, а сам ушел. Девушка сразу за работу принялась. Застынут пальцы – она подышит на них и опять шьет. Всю ночь не разгибалась». Диафильм «Морозко». hobobo.ru
Что касается девственницы, то она, вероятно, превратилась во внучку деда – Снегурочку. Хотя, по мнению некоторых исследователей, окончательный образ молодой спутницы старика сформировался в 1873 году – после выхода пьесы Александра Островского «Снегурочка». Правда, по пьесе она – дочь Мороза. Внучкой девушка стала благодаря более поздним произведениям – вероятно, их авторы посчитали деда слишком старым для деторождения.
А вот современные атрибуты у Мороза были всегда. Например, мешок. Только предназначался он не для подарков, а для сбора подношений. Посохом же он колотил непослушных детей.
Дед Мороз и социализм
Но менялись нравы, изменялся и характер старика: от деда с двойной моралью в сказке «Морозко» к абсолютному добряку, образ которого сформировался лишь к началу XX века.
При этом Новый год и елка долгое время вообще никак не были связаны с Дедом Морозом, хотя во второй половине XIX столетия попытки создания своего «рождественского деда», похожего на Николая Чудотворца, все же были. В нашей стране Святой Николай, впрочем, не прижился, а вот традиция приношения стариком подарков детям на Рождество – вполне.
И снова Новый год тут был в общем-то не при чем. Главным праздником он стал в эпоху советской власти, стремившейся заменить христианские традиции светскими. А ведь после революции Дед Мороз и Снегурочка были даже объявлены «врагами народа». Рождество, официально провозглашенное рабочим днем, а вместе с ним и елка подверглись гонениям. Надзорные ходили по улицам и заглядывали в окна: не празднует ли кто. «Новогоднюю» атмосферу тех времен можно прочувствовать, прочитав агитстишок начала 1930-х годов:
Скоро будет Рождество –
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придет капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Елку срубит топором,
Отпустивши злую шутку.
Но – ура! – уже в канун 1936 года праздник вернули, а вместе с ним реабилитировали и главных героев: Деда Мороза и Снегурочку. И, кстати, некоторые исследователи считают, что именно советское прошлое окончательно сформировало облик этих персонажей, в чем большую роль сыграли кинематограф (сказки «Морозко», «Снегурочка», «Новогодние приключения Маши и Вити», фильм «Чародеи») и, конечно, всевозможные мультфильмы.
Дед Мороз и Снегурочка на проспекте Калинина 1968 г., Москва, ЦАО, Район Арбат. Фото: Keystone-France/Gamma-Keystone via Getty Images, gettyimages.com
Новый год – замечательный праздник, и так приятно осознавать, что, в какую бы точку света ни забросила нас судьба, вокруг всегда будут люди, которые тоже с радостью встречают Новый год, верят в чудеса и в то, что «все-таки кто-то существует», даже если этот «кто-то» носит глаза на затылке, скачет по крышам на коне или летает на метле. Можно верить во что угодно, ведь главное – это чтобы подарки были хорошие.
Общество
Ольга Фадеева