Человек боящийся
Миф 1. Взрослым не надо
Еще как надо! Удивлены? Мнение о том, что взрослым прививки не нужны, пожалуй, самое популярное. Мол, это только у детей иммунитет такой слабый, что его нужно защищать, – организм зрелых людей сам справится с инфекцией. Но взрослый взрослому рознь – есть люди здоровые, с крепкой иммунной защитой, а есть – с хроническими болезнями. А еще в этом деле важен возраст. Некоторые инфекции, например пневмококк, опасны не только для детей до пяти лет, но и для пожилых людей старше 60–65. Из-за ослабленной иммунной системы и у тех, и у других этот вид бактерий может поражать не только носоглотку, но и кроветворную систему. Итог – осложнения, протекающие тяжело и с немалым риском летального исхода. Кстати, у пожилых людей этот риск даже выше, чем у детей, – а все благодаря накопленному за жизнь «багажу» заболеваний.
Есть и такие инфекции, которые несут наибольшую угрозу, например, для подростков. Скажем, менингококк, который расправляется с организмом тинейджера очень быстро. А все потому, что этому способствуют гормональные и иммунные перестройки созревающего тела, и да – поведенческие факторы: активное общение с друзьями и первые поцелуи с противоположным полом. Есть и другая группа «менингококкового» риска – врачи и медработники, которые постоянно контактируют с больными.
Вакцинация для детей – это даже не миф, а привычка. Мы просто привыкли, что прививки делают малышам, хотя есть вакцины, которые необходимы людям на протяжении всей жизни. Например, от ветрянки. Не все из нас перенесли это заболевание в детстве, да и повторные случаи инфицирования случаются. И даже если они сравнительно редки, ветрянка у взрослых, как известно, проходит очень тяжело и с пагубными последствиями для организма. Вирус Herpes zoster, который ее вызывает, остается жить в нервных узлах навсегда и воспаляется при любой удобной возможности. Поэтому, если человек простыл или испытал сильный стресс – вирус может дать о себе знать не простудой на губе, а опоясывающим лишаем, болевой синдром от которого настолько силен, что может вызывать инфаркт миокарда.
Ветрянка и во взрослом возрасте может доставить немало проблем. Иллюстрация: Pevê Azevedo/SAÚDE é Vital, saude.abril.com.br
Другой пример – вирус папилломы человека (ВПЧ). Начинать прививаться от этого заболевания, провоцирующего рак шейки матки, лучше всего в подростковом возрасте, до начала половой жизни. Вакцина нужна, прежде всего, девушкам, но и парням она не повредит, потому что ВПЧ вызывает папилломатоз гортани, рак головы, шеи и другие онкологические заболевания.
А еще взрослые должны каждые десять лет прививаться от дифтерии, столбняка и коклюша. Особенно если есть маленькие дети. Потому что они могут не столько сами тяжело переболеть этими недугами, сколько заразить ими ребенка.
Миф 2. Эти страшные побочки
А вот этот миф имеет основания, без чего, собственно, он бы и не появился. На вакцины в крайне редких случаях и в самом деле может развиться аллергическая реакция. Именно поэтому перед тем, как привиться, по-хорошему надо делать пробу. Но кто ж из нас (в том числе врачей) следует инструкциям – особо осторожные люди, редкие, как ископаемые ручейники в янтаре. Самое серьезное осложнение – анафилактический шок, который требует немедленной медицинской помощи, иначе дело может закончиться, как говорил булгаковский герой, «неподвижным телом в деревянном ящике».
Признаки аллергической реакции на вакцину. Иллюстрация: Nusha Ashjaee, verywellhealth.com
Сторонники прививок, впрочем, зачастую не говорят еще об одной побочной реакции – так называемом поствакцинальном синдроме. Речь, ни много ни мало, идет о длительных изменениях в организме человека. И здесь может играть роль не только игнорирование противопоказаний, но и банальная халатность: нарушение условий производства вакцин, правил их транспортировки, хранения и, собственно, самого введения препарата. А еще – все те же пресловутые и загадочные индивидуальные особенности организма.
Согласно статистике ВОЗ, подобные осложнения случаются примерно один раз на миллионы введенных доз. Так, прививка от полиомиелита живой вакциной может вызвать паралитический полиомиелит в одном случае на 2,7 млн введенных доз. Стоит уточнить, впрочем, что подобный паралич случается от настоящего полиомиелита в среднем один раз всего на 200 заболевших, а 5–10 % таких историй и вовсе заканчиваются летальным исходом (то есть на 2000–4000 инфицированных умирает один). Нужно также оговориться, что если сначала вводится инактивированная вакцина, а «живая» – во вторую очередь, то паралич не наблюдается вовсе.
Есть также мнение, будто вакцины от дифтерита, коклюша, столбняка и полиомиелита вызывают синдром внезапной смерти грудного ребенка. А вот в этом случае никакой связи между явлениями нет. Скорее наоборот – детская смертность напрямую связана с отсутствием прививок, а не с их наличием. И в том числе в связи с вышеперечисленными заболеваниями.
Миф 3. Все равно не работают
Как видите, для рождения мифа о жутких побочных эффектах прививок нива благодатная. Прибавьте к тому случаи, когда вакцина «не срабатывает»: прививка сделана, а человек все равно заболел. Возникает резонный вопрос: зачем в таком случае рисковать?
Вакцины могут «не помочь» потому, что проходят тщательный отбор, и далеко не все, что хотелось бы туда включить, попадает в их состав как раз из-за вышеописанных рисков. Поэтому снижается и эффективность. На это, кстати, влияют и индивидуальные особенности вакцинируемого – организм тех же многострадальных людей с иммунодефицитами далеко не всегда реагирует на прививку так же, как здоровый. Например, такими людьми можно назвать зараженных ВИЧ-инфекцией и не принимающих соответствующую терапию.
Ольга Ткачева. rgnkc.ru
За последние сто лет продолжительность жизни людей увеличилась на 30 лет. 25 из них, по словам главного внештатного гериатра Минздрава России, директора Российского геронтологического научно-клинического центра РНИМУ им. Н. И. Пирогова Ольги Ткачевой, – результат массовой вакцинации.
Миф 4. Ртути.нет
Еще один миф, который тоже возник не на пустом месте, – то, что вакцины содержат большое количество ртути и прочих убийственных для человека веществ. Мол, будешь делать много прививок – перегрузишь ими организм и всё.
Фото: Tavo Romann, commons.wikimedia.org
Соли ртути (тиомерсал) и в самом деле когда-то добавляли в вакцины в качестве консервантов, которые инактивировали бактерии (то есть такие патогены сначала выращивали, а затем ослабляли с помощью ртути). В современных вакцинах «живого металла» практически нет. Да и раньше концентрация его была в 1000 раз меньше предельно допустимой (ПДК). Поэтому, если собрать все дозы прививок, которые человеку вкололи за его жизнь, он даже близко не получит несчастную ПДК по ртути. Мало того, ртути в одной дозе вакцины меньше, чем среднестатистический ребенок, живущий в городе, потребляет с пищей, водой и воздухом в течение дня! А еще нельзя забывать, что это вещество присутствует в вакцине в виде растворимой соли, а значит легко и непринужденно выводится почками из организма.
Нынешние вакцины, как мы уже сказали, обходятся почти без ртути – они содержат лишь сам антиген, воду для инъекций и совсем другие консерванты, которые куда менее опасны для организма. Иногда в них также присутствуют адъюванты – вещества, которые нужны, чтобы иммунная система «разглядела» антиген и более эффективно на него среагировала.
Помимо наличия ртути вакцины «обвиняют» в том, что они содержат оксид алюминия и формальдегид. Вот только первый, по сути, является обычным глиноземом и встречается практически повсюду – например, в тех же лекарствах от изжоги или гастрита. Формальдегид и вовсе – продукт нормального метаболизма человека, и в нашей крови его куда больше, чем в вакцине.
Миф 5. Старый недобрый аутизм
А вот про этот миф точно слышали все. Он настолько живуч, что требует отдельного рассказа. Появился он после публикации в 1998 году научной статьи британского врача Эндрю Уэйкфилда, посвященной прививкам против кори, паротита и краснухи (так называемая вакцина MMR). Для начала массового безумия понадобилось всего одно небольшое исследование, где было рассмотрено 12 случаев аутизма, которые якобы оказались связаны с MMR. Позже выяснилось, что доктору попросту заплатили за «нужные» выводы (более 435 тысяч фунтов стерлингов).
Эндрю Уэйкфилд. Фото: Shaun Curry/Agence France-Presse, theaustralian.com.au
В пяти случаях из рассмотренных Уэйкфилдом проблемы аутистического характера начались до вакцинации, еще у трех – аутизма не было и в помине. Остальные четыре истории, согласно статистической погрешности, что называется, либо чудо, либо фокус. На самом деле, ни то, ни другое. Причина «совпадений», если они и есть, банальна – аутизм у детей зачастую выявляется примерно в тот же период, в который ставится и прививка MMR. Кроме того, некоторые специалисты считают, что из-за аллергической реакции на вакцину у некоторых детей, уже имеющих скрытый аутизм, он начинает проявляться ярче (что случилось бы в любом случае, но, вероятно, немного позже). Печально то, что статью опубликовал самый престижный медицинский журнал всех времен и народов – The Lancet. Этого хватило, чтобы СМИ подняли волну хайпа.
Позже статью не только отозвали из журнала, тот даже принес извинения за злосчастную публикацию, а Уэйкфилда лишили медицинской лицензии. Но было поздно. Мировая общественность стала бояться прививок, причем не только против MMR, а вообще всех.
И ученые ринулись в бой. Настоящий – с гигантскими выборками. Так, в 2002 году международная группа ученых провела исследование с участием 537 303 детей и не выявила никакой связи MMR с возникновением аутизма. Исследователи, опубликовавшие другую работу в 2019 году, выборка которой составила уже 657 461 ребенка, пошли еще дальше – не было выявлено положительной корреляции между развитием расстройств аутистического спектра (РАС) и MMR даже у группы риска. Существует множество других исследований – с аналогичными выборками и неизменными выводами: никакой связи между РАС и прививками от кори, полиомиелита и краснухи нет и быть не может.
Ирония в том, что та же корь – куда более опасное заболевание, чем некая иллюзорная вероятность заполучить аутизм. В первую очередь, потому что, если у вас нет иммунитета против кори, и вы контактировали с инфицированным – вероятность того, что вы заболеете, равна ста процентам.
Думаете, корь не опасна? Как бы не так! Предсказать то, как она будет протекать не только у детей, но и у взрослых и подростков (которые, как известно, куда сложнее переносят «детские» болячки, чем малыши), невозможно. Корь может дать о себе знать не только насморком и чиханием, но и тяжелыми осложнениями на нервную систему. Человек может переболеть в детстве, а к 18 годам заполучить ужасное неврологическое состояние, вызванное тем же вирусом, остающимся в организме на многие годы. Осложнения кори, помимо неврологических, включают слепоту, энцефалит, тяжелую диарею, инфекции ушей и серьезные проблемы с дыханием, вплоть до пневмонии. Парамиксовирус (тот, что вызывает корь) может быть опасен для беременной женщины и привести к рождению недоношенного ребенка.
Как думаете, что нужно, чтобы не заболеть? Правильно – охват вакцинации. Он должен находиться в пределах 95–98 %! И в СССР эту планку держали на уровне, но позже, в эпоху демократии, она стала снижаться. Результат – появление вспышек кори в отдельных регионах. А все из-за того крохотного исследования. Кстати, после него ученые ринулись в бой – стали проводить аналогичные работы по поиску причин возникновения аутизма. И сегодня уже точно установлено: никакой связи между прививками (по крайней мере, что касается вакцинации от кори, паротита и краснухи) и расстройствами аутистического спектра нет.
Миф 6. Лучше получить «естественный» иммунитет
То есть такой, который возникает после перенесенной болезни, а не через вакцинацию. Мол, это и эффективнее, и «натурпродукт». Подобные сентенции – большое заблуждение. Во-первых, от перенесенной инфекции «естественным» путем можно заработать осложнения. Так, гемофильная палочка типа b, вызывающая ряд серьезных заболеваний (пневмонию, ринофарингит, конъюнктивит, септический артрит, остеомиелит, перикардит, эндокардит или воспаление подкожной клетчатки), может вызывать умственную отсталость. А краснуха – врожденные дефекты у плода беременной женщины. Вирус гепатита В способен спровоцировать рак печени, а корь – привести к летальному исходу.
А, во-вторых, вакцины на самом деле зачастую представляют собой те же вирусы, только ослабленные, поэтому они не вызывают болезнь в полной мере, зато формируют устойчивый иммунитет.
Все еще боитесь вакцин? Лучше вспомните поговорку: привита яблонька – к урожаю, а человек – к здоровью.
Общество
Ольга Фадеева