я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Баба-яга не против

Лучшим специалистом по сокрытию своего прошлого признана Баба-яга. О ее жизни в молодости не знает никто. Вот и приходится фольклористам многие десятки лет придумывать все новые версии ее появления в русских народных сказках. Обобщим же этот титанический труд! А поможет нам в этом историк, специалист по славянской демонологии и основатель бегового исторического клуба Run & History Артем Фуганов.

Баба-яга не против
Баба-яга из сказки «Морозко» в исполнении Георгия Милляра. ria.ru

Русским духом не пахнет

Еги-баба, Ягишна, Ягабова, Егибоба, Баба-Юга, Ягиня, Баба-Язя и даже Гадра. А еще jędza, babojędza (если бабушка полячка), jezinka, Ježibaba (чешка), jaga baba, ježi baba (словенка). Как видите, похитительница младенцев и главная помощница Иванушки-дурачка – герой сказок не только русских, но и вообще славянских. Это еще что: она – обрядовый святочный персонаж в бывших славянских землях нынешней Австрии, масленичный – в Черногории, ночной дух в Сербии, Хорватии и Болгарии.

И да, каждое из этих имен можно перевести по-разному. На сербохорватском jeza означает «ужас», на словенском то же слово переводится как «гнев», jezinka на чешском – «лесная ведьма, злая баба», как и польское jedza. Историк-медиевист Владимир Петрухин и вовсе считает, что праславянское яга (*ega) сближает имя бабушки с обозначением змей и гадов. Есть мнение, что истоки имени надо искать не только в славянских и прибалтийских языках, но даже в английском и исландском наречиях.

Личина

Кажется, все знают, как выглядит «бабка-ешка»: нос крючком, способный чуять «чужого», костяная нога, летает в ступе, живет в избушке с куриными ножками. Но все, как говорится, не так однозначно. На территории Австрии, например, местная Баба-яга Перхта иногда имеет деревянную ногу, а иногда… гусиную.

Перхта. Иллюстрация: Bill Rude, copronason.com

Если верить «Сказке о Василье-королевиче», то старушка еще более уродлива, да и вообще масштабна: «лежала из угла в угол Баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, губы на притолоке висят».

Иллюстрация С. Ковалева из книги «Чудо чудное, диво дивное. Русские народные сказки от А до Я». litres.ru

Чаще всего у несчастной бабушки также имеются горб, железные зубы, а вот одежда ее не регламентирована. На рисунке известного книжного иллюстратора начала прошлого века Ивана Билибина к «Сказке о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне» Баба-яга одета в синюю юбку и желтый кокошник.

Иллюстрация Ивана Билибина к «Сказке о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне». commons.wikimedia.org

На одноименной картине Виктора Васнецова 1917 года «лесная ведьма» облачилась уже в красный сарафан на голое тело, одна нога у нее босая, а другая – в лапте.

Иллюстрация: Виктор Васнецов, my.tretyakov.ru

На лубочной медной гравюре XVIII века «Баба-яга с мужиком, с плешивым старичком скачут пляски» главная героиня одета в зеленое. Лапти у нее уже на обеих ногах, а еще есть неизменный кокошник и даже височные кольца и штаны!

Гравюра «Баба-яга с мужиком, с плешивым старичком скачут пляски», XVIII в. en.m.wikipedia.org

А вот волосы у бабули почти всегда распущены. Русский этнограф Владимир Даль по этому поводу писал: «Она простоволоса и в одной рубахе, без опояски: то и другое – верх бесчиния».

И да, у Яги может быть разный характер. Знаменитый фольклорист Владимир Пропп выделил три ее вида: дарительница (может презентовать волшебный клубок Василисе Премудрой, а Иванушке-дурачку – меч-кладенец), похитительница (прежде всего детей, которых она мечтает зажарить и съесть) и воительница (прилетает без спроса и вырезает из спины героя ремень).

Баба-яга и кот Шредингера

Главный из них – это, конечно, избушка на курьих ножках. Мало того, что она без окон и дверей, так еще и стоит к путникам задом, а к лесу – передом. И обойти ее нельзя – только приказать развернуться.

«…избушка на более ранних стадиях охраняет вход в царство мертвых, и герой произносит магическое слово, открывающее ему вход в иное царство…» – пишет Пропп в своей книге «Исторические корни волшебной сказки».

Обложка книги «Баба-яга», 1908 г. orpk.org

Лес, по словам Проппа, во многих культурах символизирует территорию мертвых или то, что ее предваряет, своего рода неприступный забор, который не пускает кого попало. А опушка, на которой стоит избушка Бабы-яги, указывает на то, что бабушка – никто иная, как проводник в загробный мир: Тридевятое царство (по мнению Проппа, это не только страна мертвых, но и изобилия – здесь герой получает все то, чего ему не хватает в реальной жизни: молодильные яблоки, невесту, коня), избушка же – своеобразный «портал» в него. Хотя некоторые исследователи полагают, что бабушка и есть – живой труп, своеобразный русский народный кот Шредингера.

Прибавьте к тому костяную ногу (символ того, что одна половина Бабы-яги мертва), чрезмерную худобу, как у скелета, и нос, который, как помним, «в потолок врос», да и лежит она в своей избушке «из угла в угол» (читай – в гробу). Кстати, о гробе. Древние славяне верили, что мертвые летают в них по ночам (вспоминаем ступу Бабы-яги). Да и сама избушка на курьих ножках, по мнению некоторых этнографов, может ассоциироваться с домовиной – домиком, расположенным над землей на очень высоком пне с выглядывающими из-под земли корнями.

Домовина, Карельская ACCP, Кемский уезд, село Кестеньга. Иллюстрация: А. Л. Колобаев, collection.ethnomuseum.ru

В переводе с белорусского «дамавiна» – и есть гроб. В таких «домиках» древние славяне хоронили сожженный прах умерших. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Отголоски этих традиций можно увидеть, если, к примеру, посетить Архангельскую область – там встречаются старинные старообрядческие могилы с маленькими домиками вместо креста – голубцами.

Фото: Инто Конрад Инха, archsity.wordpress.com

А вот на Карельском перешейке, да и вообще на всем русском севере, можно встретить кресты с крышами – контаминацию христианства и отголосков язычества.

Мнение

«Происхождение Бабы-Яги неоднозначно, это очень сложный персонаж. Одни исследователи связывают его с прообразом некой богини, которая могла существовать у славян и отвечала за определенный функционал, другие – соотносят с хозяйкой леса, повелительницей зверей и птиц, имеющей связь с животным миром. Более того, считалось, что у нее были отдельные зооморфные признаки, которые потом трансформировались. Есть мнение, что костяная нога Бабы-яги, указывающая на то, что она принадлежит к миру мертвых (так же как ее железные зубы или черепа, расставленные вокруг ее избушки), раньше была животной ногой (вспомните про австрийскую Бабу-ягу Перхтру – обладательницу гусиной конечности. – Прим. «ММ»). Интересно, что зачастую Баба-яга слепая, главного героя она чует по запаху. В этом тоже видят мотив мира мертвых – мертвецы не видят живых, как и живые не видят мертвецов, – рассказывает историк Артем Фуганов.

– Но едва ли она напрямую относится к мертвецам, скорее это пограничный дух, страж, некая охранительница мира этого и мира того. Поэтому ее локация – на опушке леса, а избушка поворачивается то к царству живых, то к царству мертвых. Еще одна интерпретация – что ее образ может быть связан женским архетипом (подчеркивается, что у нее, например, большая грудь, при этом она не замужем). Женский образ Яги может иметь связь с какими-то матриархальными представлениями об устройстве социального мира, а также с обрядами инициации женщин и, возможно, даже мужчин, вступающих во взрослую жизнь. Кстати, мужской аналог Бабы-яги – Кощей Бессмертный».

«Кощей Бессмертный». Иллюстрация: И. Билибин, artchive.ru

Причем тут обряды инициации? Все просто – чтобы переродиться в новое качество, нужна символическая смерть. Сначала главный герой должен погибнуть, а затем воскреснуть и стать еще лучше прежнего. Вспомните купание Иванушки в кипящем молоке, засовывание его в печь или непременную его пропарку в бане. А еще – отведывание ритуальной пищи, которая символизирует «покойницкое» угощение (ее нельзя есть живым, если они не хотят попасть в потусторонний мир). Лес же, как пишет тот же Пропп, помимо территории мертвых у многих этносов был местом, где проводили обряды инициации.

«На становление такого персонажа, как Баба-яга, повлияло огромное число факторов, и “разгадать” их все попросту невозможно. Причем со временем они видоизменялись. Яга обзаводилась новыми атрибутами и функционалом. Что касается избушки на курьих ножках, то по одной из версий – это не гроб, а просто особенность северного строения. Мне эта гипотеза нравится больше. Хозяйственные постройки, как и дома, зачастую поднимали над землей, в том числе, на сваи. Это делалось из-за местного ландшафта и его обитателей: мышей, лис, в качестве защиты от влаги», – заключает Артем Фуганов.

Саамский амбар. Фото: David and Ursula, flickr.com

Как видим, более таинственного персонажа славянского фольклора, чем любимая всеми хозяйка избушки на курьих ножках, пожалуй, нет. Она умудрилась запутать не только главных героев сказок, но и ученых, которые разгадывают ее загадки до сих пор. А Баба-яга и не против.


Общество

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK