Загадочные мадагаскарские коты, пожирающие лемуров, могли прибыть на остров «зайцами»
Мадагаскарские лесные коты имеют пестрые полосатые шкурки и прямые хвосты и почти в два раза превосходят размерами обычных домашних котов. Кроме того, они отличаются зверским аппетитом, пожирая птиц, змей, грызунов и даже лемуров, а также конкурируя с другими хищниками острова, например, мангустами. Одно время считалось, что предков лесных котов несколько сотен лет назад привезли на Мадагаскар европейцы. Затем появилась теория, согласно которой эти неуловимые хищники – потомки диких африканских котов, которые каким-то образом перебрались сюда с материка. И только геномный анализ позволил пролить свет на загадочное происхождение мадагаскарских котов.
Мишель Саутер, биолог-антрополог из Колорадского университета, и ее коллеги собрали образцы ДНК лесных котов, пойманных на приманку, а затем обратились к Лесли Лайонс, специалисту по геному кошачьих из Университета Миссури, которая помогла им сравнить геном мадагаскарских котов с геномом других кошачьих мира. Ближайшими родственниками оказались домашние коты с берегов Аравийского моря, например, из Кувейта и Омана. Как и другие домашние коты, вынужденные выживать в условиях дикой природы, эти со временем увеличились в размерах, став полноценными лесными хищниками. Анализ также позволил выявить, что первые арабские коты сбежали с борта корабля на Мадагаскар около тысячи лет назад.
По словам Саутер, это открытие звучит правдоподобно, поскольку Мадагаскар связан торговыми путями со странами Аравийского полуострова еще со второго тысячелетия до н.э. Коты, которых обычно брали на борт для ловли мышей, могли свободно покидать корабли в разных портах. То же самое, кстати, произошло с другим инвазивным мадагаскарским видом – индийской циветой, которую привезли на остров более тысячи лет назад. Дальнейший геномный анализ позволит установить точное время появления лесных котов на Мадагаскаре, а также пролить свет на происхождение другого подвида кошачьих, расплодившегося на острове, но пока не изученного исследователями.
Фото: JULIE POMERANTZ AND LUKE DOLLARНаука
Екатерина Луконина