Влияние врожденных генетических мутаций на старение оказалось сильнее приобретенных

Проанализировав 40 тысяч человек, ученые из России и США сделали вывод, что накопленные в течение жизни мутации не так сильно влияют на старение, как редкие врожденные мутации. Свое исследование они опубликовали в научном журнале eLife.
«Мы показали, что накопление мутаций в течение жизни не приводит к ускорению роста рисков заболеваний или смерти по мере увеличения возраста человека. Подобные наблюдения бросают вызов некоторым популярным гипотезам о причинах старения», – сказал Петр Федичев, основатель и научный руководитель компании Gero, на базе которой проводилось исследование.

В последнее время у ученых возникают споры по поводу процесса старения людей и всех многоклеточных животных. Часть предполагает, что процесс не случаен, контролирует его «программа смерти» (взаимосвязанный набор генов, «заставляющий» тело стареть и умирать с целью освобождения жизненного пространства и ресурсов молодым поколениям). Другие ученые – старение абсолютно случайно по своей природе, оно происходит само по себе из-за накопления мутаций и поломок в клетках.

Недавние опыты ученых из Рочестерского университета (США) на червях показали, что тела этих животных очистились от поврежденных клеток при помощи генной терапии, и это заметно продлило им жизнь.

Федичев и его коллеги выяснили, какие мутаций сильнее влияют на продолжительность жизни, врожденные или приобретенные, а также скорость старения органов и тканей человека. Сделать это ученым помогли данные геномного проекта UK Biobank, которые они проанализировали. В работе данного проекта участвовало более 400 тысяч британских добровольцев. И, в итоге, какова же роль мутаций в старении?

Участники UK Biobank согласились пожертвовать свою ДНК для анализа, пройти медосмотр и ответить на вопросы об образе жизни и вредных привычках. Российские и американские ученые изучили геномы этих людей и отобрали 40 тысяч человек, наиболее похожих друг на друга генетически.

Они таким образом изучили то, как на процесс старения влияют очень редкие мутации, из-за которых внутри генов появляются неожиданные «стоп-сигналы», формируются укороченные формы белков. Также ученые проследили влияние накопления любых «опечаток» в геноме на старение тела и развитие различных возрастных болезней.

Результатами исследования стали расчеты, показывающие, что мутации в ДНК человека с самого рождения или мутации, унаследованные от родителей, больше сокращали жизнь и ускоряли старение, чем другие типы повреждений генов. В среднем в геномах участвующих людей было по шесть сокращающих продолжительность жизни на 1,4 и ускоряющих время появления возрастных заболеваний на 0,4 года генов.

«Роль таких повреждающих мутаций, уменьшающих общую и здоровую продолжительность жизни по большей части была упущена из виду. Они уникальны для каждого человека, но вместе они показывают неожиданно большой эффект на продолжительность жизни», – Вадим Гладышев, автор работы, профессор МГУ и Гарвардского университета (США).

Такие открытия, по словам ученых, значительно меняют общепринятые представления о роли мутаций в процессе старения, об их влиянии на вероятность развития рака, хронических болезней легких, деменции или кардиологических проблем.

Фото: Егор Алеев / ТАСС