Викинги болели оспой и распространяли ее во время своих путешествий

В остатках зубов скелетов, принадлежавших викингам, были обнаружены следы оспы — доказательство того, что смертельное заболевание терроризировало людей на протяжении по меньшей мере 1400 лет.
Викинги болели оспой и распространяли ее во время своих путешествий

Подтвердить факт наличия у викингов оспы ученым из университетов Кембриджа и Копенгагена помог анализ генов. Они секвенировали геномы недавно остатков смертельного вируса, недавно обнаруженных в зубах скелетов викингов. Об открытии подробно рассказано в журнале Science.

Ученые отметили, что структура вируса оспы, следы которого были обнаружены в зубах викингов, отличается от оспы, убившей около 300 млн. человек в XX веке (в 1980 году была разработана вакцина от оспы — тогда человечество впервые в истории смогло полностью избавиться от смертельного вирусного заболевания).

Вирус передавался викингами по мере их перемещений — по словам ученых, во время активности оспы викинги как раз путешествовали по Европе и за ее пределы. Ученые сравнили динамику распространения оспы во времена викингов с недавней пандемии COVID-19 — отличие, как сказали ученые, только в том, что викинги перемещались на кораблях, а современные люди путешествуют на самолетах.

Информация о викингах, обнаруженная учеными, крайне важна, ведь с помощью нее можно понять, как именно распространялась оспа 1400 лет назад.

фото: Thames Valley Archaeological Services