я могу ошибаться
Каждый имеет право на безнаказанный эксперимент
Наталья Нифантова
Все записи
текст

Вековой детектив

24 марта 1919 года в лондонской психиатрической лечебнице после 30 лет изоляции умер от гангрены ноги Аарон Косминский. Бежав из России от еврейских погромов, он работал парикмахером в беднейшем районе английской столицы. В 25 с ним стали случаться припадки, и его отправили на принудительное лечение, продолжавшееся до самой смерти…
Вековой детектив

В тот же день в той же лечебнице умер Джек Потрошитель – серийный убийца, превращавший своих жертв в анатомические препараты на загаженных улицах лондонского района Уайтчепел. Обе истории – о жизни одного и того же человека. Какая же из них правдива? Современная наука не впервые берется раскрывать преступления прошлого. Но, как и бывает в хорошем детективе, разгадка не будет легкой.

Иллюстрация: kp.ru 

Сенсационная новость появилась в сентябре 2014-го: личность Джека Потрошителя наконец-то установлена. Такие сенсации происходят с уайтчепельским маньяком регулярно. Но идентификация прошлого года отличалась тем, что убийцу уличили не по чьим-то мемуарам, а методом неопровержимо научным – экспертизой ДНК. В 2007 году энтузиаст Рассел Эдвардс (Russell Edwards) выкупил на британском аукционе шаль, якобы найденную рядом с телом четвертой жертвы Потрошителя, Кэтрин Эддоус. На шали обнаружились пятна крови, совпавшей по ДНК с ныне живущими потомками Эддоус, и следы спермы, анализ которых недвусмысленно указал на Аарона Косминского. Сравнение образцов производил доктор Яри Лоухелайнен (Jari Louhelainen) из университета Ливерпуля.

Но в обстоятельствах дела таился подвох. Шаль, ставшая главной уликой, попала на аукцион не случайно. Несколькими годами ранее прежний владелец, правнук сержанта полиции Амоса Симпсона (Amos Simpson), который и забрал вещь с места преступления, передал шаль в «Черный музей» Скотланд-Ярда. Но ее в число экспонатов не приняли, потому что никакого сержанта Симпсона в списках лиц, работавших на месте убийства Кэтрин Эддоус, не числилось. Как и никакой шали – в списке найденных улик. Доказать, что этот предмет имеет отношение к Джеку Потрошителю, было невозможно, и шаль ушла с молотка. Эдвардс, страстно желавший разгадать загадку 126-летней давности, при покупке руководствовался скорее чутьем, чем здравым смыслом. Он заметил, что цветочный орнамент на шали – это рисунок астры, михайловой ромашки по-английски (Michaelmas daisy). Кэтрин Эддоус и еще одна женщина, Элизабет Страйд, были убиты 29 сентября, а 8 ноября череда кровавых событий закончилась расправой над Мэри Келли. Первая дата – Михайлов день в католической традиции, вторая – в православной. Такой «связи» Эдвардсу хватило, чтобы перенести расследование в лабораторию доктора Лоухелайнена. 
Однако почему детектив решил, что мужское семя на ткани принадлежит убийце? Кэтрин Эддоус была проституткой, клиентов принимала на улице, и комментаторы резонно отмечали, что на ее шали могла оказаться сперма половины Уайтчепела. Так или иначе, семя «прогнали» на генетическое соответствие с Аароном Косминским. На момент закрытия дела в 1892 году на Косминского указывала улика, обнаруженная в 2006-м, – экземпляр мемуаров Роберта Андерсона (Robert Anderson), во время расследования занимавшего пост помощника комиссара. Андерсон упоминал, что главным подозреваемым был некий польский еврей. В найденном экземпляре, принадлежавшем семье другого полицейского – инспектора Дональда Свенсона (Donald Swanson), его рукой была сделана приписка: «Косминский». В конце XIX века прямых улик против парикмахера не было, и генетическое совпадение делало позицию обвинения беспроигрышной. Но время – толковый адвокат, может спутать карты любому прокурору. Чтобы наверняка сказать, принадлежат ли биологические следы конкретному человеку, лучше сравнить их с его собственным генетическим материалом. Но эксгумация – дело хлопотное, и для сравнения часто используют части генома, которые передаются по наследству. В частности, митохондриальную ДНК (мтДНК). 
Митохондрии – клеточные органеллы, которые несут собственную последовательность нуклеотидов, отличную о той, что находится в ядре. При оплодотворении яйцеклетки митохондрии сперматозоида разрушаются, и мтДНК целиком передается человеку от матери. У всех детей одной женщины и всех детей ее дочерей эта последовательность будет идентична.

Исследования доктора Лоухелайнена подтвердили родственную связь людей, «наследивших» на улике, и потомков Эддоус и Косминского по женской линии. Неплохо, даже с учетом сомнительного происхождения шали. Но тут Эдвардса, уже вовсю дававшего интервью, осадили профессиональные генетики. Они уличили Лоухелайнена в глупой номенклатурной ошибке. При обработке ДНК предполагаемой жертвы он неверно указал мутацию, по которой проводилось сравнение: вместо 315.1С написал 314.1С. То есть вместо уникальной последовательности, указывающей на родство, доктор нашел последовательность, которая есть в ДНК у большинства европейцев. И что же получается? Нет ключевой улики, есть шаль со следами спермы Аарона Косминского, забрызганная кровью непонятно кого. Парикмахеру, конечно, это чести не делает, но и к уайтчепельскому убийце его не приравнивает. В общем, если уж ты решился играть в следователя на суде истории, не пори горячку. 

Тем более что после установления личности настоящее расследование часто только начинается. Например, 529-летний скелет английского короля Ричарда III чуть не поставил под угрозу правление нынешней королевы. По крайней мере, так писали СМИ. Но почему Ричарда III вообще пришлось опознавать? Ведь обычно почившие английские монархи спокойно лежат в Вестминстерском аббатстве? 

У потомков Ричард III пользовался славой, но не уважением. Подлый убийца, идущий к власти по головам, отвратительный внешне и внутренне, – вот как прославился последний из династии Йорков. Однако историки подозревали: образ – фальшивка, созданная по заказу Тюдоров, к которым перешел престол после гибели Ричарда III. Его смерть в битве при Босворте в 1485 году завершила бесконечно тягучую войну Алой и Белой розы. На поле боя корону Британии водрузили на голову Генриха VII, а тело Ричарда провезли голым по улицам ближайшего городка и закопали в землю в аббатстве Грейсфайер. Когда в XVI веке монастырь был распущен, останки, по слухам, выбросили в реку Сор. Из-за этого ученые в 2012 году, откопав несколько древних скелетов на месте автостоянки, где раньше стояло аббатство, не могли с уверенностью сказать, что это Ричард III. Настало время для сравнения ДНК.
С британским королем поступили так же, как с британским душегубом, – нашли живых родственников по женской линии для анализа мтДНК. Потомком сестры Ричарда, Анны Йоркской, в 20-м колене оказался канадский мебельщик Майкл Ибсен. Сравнение его мтДНК с генетическим материалом, найденным в Лестере, создало научный прецедент: впервые по ДНК была установлена личность человека, скончавшегося больше 500 лет назад. Но чтобы убедиться, что это точно Ричард, а не какой-нибудь его кузен, восстановили генеалогическое древо монарха, выяснив, что мтДНК у него могла быть одинакова с 82 мужчинами, потомками его прапрабабки – дамы де Роэ. Почти все не могли быть скелетом из Лестера – кто-то не подходил по возрасту, у других были известны обстоятельства смерти. Тогда генетики проверили на соответствие и мужскую генетическую линию короля. Y-хромосома, которую может нести только сперматозоид, при оплодотворении не рекомбинируется с X-хромосомой, а потому у прямых потомков по мужской линии она идентична. Найти этих потомков было несложно, ведь им по праву наследования доставались звонкие аристократические имена и титулы. Сегодня все они носят фамилию Сомерсет. Забавно, что эти родственники Ричарда являются одновременно и родственниками его противника Генриха VII, от которого ведет родословную Елизавета II. Когда ученые сравнили Y-хромосому пяти нынешних Сомерсетов и Ричарда III, выяснилось, что они не совпадают. В том числе друг с другом. Это значит, что минимум дважды (один раз – в последних четырех поколениях, и еще один – намного раньше) тот, кто официально считался отцом ребенка, им не был. Первое интересно только самим Сомерсетам, а вот второе ставит под сомнение происхождение Генриха VII. Но любители сенсаций опять «пролетают». Каким бы «прививкам» не подверглось семейное древо английских королей, это не повод свергать с престола милейшую Елизавету II. В конце концов, Генрих VII стал монархом, прежде всего, по праву сильного. 

Воскрешая прошлое, исследователи прибегают и к помощи криминалистов. Именно они в 1994 году помогали восстановить по костям внешность трех женщин из Российской истории: великих княгинь Евдокии Дмитриевны (жены Дмитрия Донского), Софьи Палеолог (бабушки Ивана Грозного) и Елены Глинской (его матери). При эксгумации останков Глинской всплыл и детективный сюжет. Вдовая великая княгиня, бывшая фактической правительницей Руси после смерти своего мужа Василия III, внезапно умерла в 1538 году в возрасте всего 27–28 лет – современники подозревали, что Елену отравили. К концу XX века органы, накапливающие токсины, конечно, не сохранились. Зато остались пряди медно-рыжих волос Глинской, а волосы, как известно, тоже долго хранят память о химическом воздействии. Их спектральный анализ, проведенный экспертом-криминалистом, показал концентрацию солей ртути, в 1000 раз превышающую норму. Скорее всего, это был разовый прием большой дозы сулемы – распространенного в ту пору минерального яда.
Почти анекдот. В 1867 году на чердаке парижской аптеки были найдены фрагменты одежды, а также почерневшее человеческое ребро и кость кошачьей ноги, которые католическая церковь признала мощами Жанны Д’Арк. Пусть вас не удивляет кошачья нога – в XV веке на костре вместе с еретиками, – а именно так погибла Орлеанская дева, – горели и «дьявольские» кошки. В 2006 году судмедэксперту Филиппу Шарлье (Philippe Charlier) позволили изучить мощи. И оказалось, что этому ребру больше 2000 лет, и оно является частью египетской мумии! В Египте кошки тоже часто сопровождали людей в мир иной. Кроме того, экспертиза показала, что кусочки ткани, найденные с ребром, никогда не горели, а на мощах присутствуют следы сосновой смолы. В Нормандии XV века сосны не росли, зато смола применялась при бальзамировании мумий. К чему это я? Жизнь и смерть – Жанны Д’Арк, Ричарда III, Аарона Косминского, да кого угодно – это история, которую сначала рассказывает человек, а потом рассказывают о нем. У каждого рассказчика свои мотивы, и на выходе, как правило, получается миф. Чем он старше, тем сложнее докопаться до истины.



Отправимся на 3300 лет назад, как раз в Древний Египет, где на трон взошел малолетний правитель Тутанхамон. Все отметки о его жизни ограничивались ее началом и концом, между ними всего 19 лет. Однако в 1922 году британская экспедиция под руководством Говарда Картера отыскала в Долине Царей гробницу мальчика-фараона, и это стало чуть ли не самым крутым открытием в истории египтологии. Затем несколько членов экспедиции внезапно скончались, что породило легенду о проклятии Тутанхамона и на долгие десятилетия определило фокус внимания к его фигуре. А тем временем история самого фараона не менее загадочна. Родителями Тутанхамона долго считались Эхнатон и легендарная красавица Нефертити. Да и когда смотришь на изящный золотой профиль погребальной маски Тутанхамона, представляется прекрасный юноша. Но были детали, которые смущали. О том, как усопший окончил свой путь, многое говорят вещи, что ему «дали с собой» при погребении. Тутанхамону «дали» 130 тростей и целую кучу снадобий, как будто хоронили не юношу, а хромого болезного старца. 

За изучение мумии в 2000-х годах взялся египетский Высший Совет по древностям во главе с Захи Хавассом (Zahi Hawass). Стала рисоваться картина в духе «33 несчастья». ДНК-экспертиза показала, что Тутанхамон действительно был сыном Эхнатона, а вот его мать – не Нефертити, а другая жена фараона Кийа, которая к тому же приходилась ему родной сестрой! В результате кровосмешения получился ребенок с букетом генетических заболеваний. Рассечение нёба («волчья пасть»), болезнь Келера – некроз костей стопы, приводящий к ее деформации… Вот зачем молодому человеку в загробном мире 130 тросточек! Были предположения о гормональных нарушениях, что показано на последней реконструкции внешности Тутанхамона: по-женски тяжелые бедра, узкие плечи, намечающаяся грудь. Однако все эти напасти не могли стать причиной смерти. 

Когда имеешь дело с трехтысячелетним забальзамированным телом, сложно понять, какие травмы оно получило при жизни, а какие – в процессе мумификации и позже. (При всей осторожности археологов «позже» тоже бывает. Например, довольно долго среди пропаж числился пенис фараона. Затем его обнаружили в песке на месте захоронения.) У юного же фараона травм было хоть отбавляй: проломлен череп, раздроблены четыре ребра, сломано бедро. Выдвигалась и гипотеза об убийстве. Но потом травма головы была признана посмертной, и среди версий гибели Тута стали конкурировать две. Первая – египетская: исследование ДНК обнаружило у фараона фрагменты генов возбудителя малярии, частым осложнением которой является энцефалит. В пользу этого варианта говорит солидная «аптечка», найденная в гробнице. Вторая версия – британская, от Общества исследований Египта. Его директор Крис Наунтон (Chris Naunton) утверждает, что фараон пал жертвой ДТП – попал под колесницу. Потому раздроблены ребра, а среди органов, традиционно раскладываемых в отдельные сосуды, отсутствует сердце, оно просто было раздавлено. Где здесь правда? Хотя при любом варианте малолетнего фараона по-человечески жалко. Вы наверняка, как и я до недавнего времени, не знали, что в гробнице, помимо самого Тута, похоронены два забальзамированных тельца мертворожденных младенцев. Эти дети, одна религиозная реформа и шумиха вокруг проклятия мумии – все наследие мальчишки.



Детектив, даже такой научно-исторический, – это попытка выяснить не только то, что скрыло время, но и то, что утаили люди. Так что для позитивной концовки предложу вам загадку древности без их участия. Потому, может, ее и разгадали без тысячи версий. В 2007 году на Ямале местный оленевод случайно наткнулся в вечной мерзлоте на останки мамонтенка. Зверя ласково назвали Любой (в честь жены оленевода) и установили, что для своего возраста «девушка» прекрасно сохранилась. В промерзшей почве она пролежала целехонькой 42 тысячи лет. Сохранилось даже содержимое желудка, так что специалисты легко смогли понять, как погиб мамонтенок, не имевший никаких травм или следов нападения хищника. Самочка провалилась под лед реки и захлебнулась илом. Грустно, но честно. Животным от людей скрывать нечего.

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK