Учёные из СПбГУ обнаружили вещество, меняющее активность под воздействием света

Исследователи из СПбГУ совместно с учёными из Научно-исследовательского центра экологической безопасности РАН открыли новое соединение, относящееся к тиазолотриазолам. Это соединение — ингибитор холинэстеразы, которая связана со многими системами человеческого организма. При этом новое соединение имеет любопытную особенность: оно меняет свою активность под действием света.
Учёные из СПбГУ обнаружили вещество, меняющееся под воздействием света

Сегодня медики всё чаще сталкиваются с необходимостью «выключать» действие тех или иных препаратов. Примером могут послужить антибиотики: после употребления эти препараты так или иначе попадают в окружающую среду, что приводит к возникновению антибиотикорезистентных бактерий. Эту и подобные проблемы могла бы решить своевременная дезактивация антибиотиков.

В этом направлении движется пока что весьма молодая фармацевтическая дисциплина — фотофармакология, изучающая вещества, которые могут «включаться» и «выключаться» под воздействием света. Важнейшим шагом для развития дисциплины стало недавнее открытие петербургских учёных: они обнаружили вещество, которое одновременно является и лекарством, и фоточувствительным «переключателем».

Этим веществом оказался метил-3-амино-2-метил-3Н-тиазоло [3,2-b] [1,2,4] триазол-7-илий-6-фосфонат. Этот «перключающийся» в зависимости от света ингибитор холинэстеразы в дальнейшем может использоваться как при лечении нейродегенеративных заболеваний, так и в других медицинских сферах, например, офтальмологии.

По словам учёных, вещество под воздействием лазера меняет свою геометрию: его фосфатная группа вращается, что способствует его активации и дезактивации. Иными словами, применив лазерное излучение, учёные могут в любой момент запустить или прервать действие вещества.

Исследователи решили проиллюстрировать работу открытого ими вещества в графическом абстракте своей статьи для журнала Spectrochimica Acta Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy. На изображении можно увидеть пару, танцующую твист ("twist", как известно, — «поворот» в переводе с английского), причём на женскую фигуру падает свет софита, что символизирует действие лазерного излучения на фосфатную группу вещества. Этой иллюстративной композиции учёные дали название «лазерный твист».

Фото: СПбГУ, Spectrochimica Acta Part A: Molecular and Biomolecular Spectroscopy