Сканирование мозга впервые подтвердило связь между стрессом в детстве и изменениями в мозге во взрослом возрасте
МРТ-сканирование мозга 35 пациентов с диагнозом клиническая депрессия и 35 здоровых взрослых, а также изучение их ответов в специальных опросниках позволило исследователям обнаружить связь между объемом нервной ткани и детским посттравматическим стрессом. Известно, что негативный опыт и плохое обращение в детстве являются факторами риска развития клинической депрессии и других нарушений психического здоровья. Авторы нового исследования считают, что одной из причин этого могут быть изменения в функционировании мозга.
«Мы смогли четко определить области миндалевидного тела и гиппокампа, которые навсегда меняются в результате некоторых событий в детстве – абьюза, травмы, стресса», – говорит Питер Сильверстоун, профессор психиатрии Университета Альберты (Канада).
Миндалевидное тело и гиппокамп представляют особый интерес для специалистов, занимающихся изучением детского развития, поскольку они продолжают расти и развиваться долгое время после рождения – эти области мозга связаны с обучением, памятью и управлением эмоциями, страхом и стрессом. Исследователи предполагают, что повреждения, нанесенные в раннем детстве, могут сделать эти зоны более уязвимыми для стресса во взрослой жизни.
«Хотя мы не обнаружили существенного влияния клинической депрессии или долговременного приема антидепрессантов на миндалевидное тело, мы выяснили, что негативный опыт, пережитый в детстве, связан с объемом как миндалевидного тела, так и гиппокампа», – пишут авторы исследования.
Долгое время считалось, что гиппокамп – это та область мозга, которая наиболее подвержена разрушительному влиянию физиологического или эмоционального стресса, хотя до полного понимания механизмов этой связи еще далеко. Новое исследование способно пролить свет на такие многообещающие препараты для лечения депрессии, как психоделики, поскольку в последнее время растет количество доказательств того, что эти препараты могут усиливать регенерацию нейронов именно в этих областях мозга.
Фото: Kateryna Kon/Science Photo Library/Getty ImagesНаука
Екатерина Луконина