Одни из первых млекопитающих, о которых идет речь,
Priacodon fruitaensis, являются далекими предками современных ласк и хорьков. Эти животные обитали на Земле около 150 млн. назад — в то время, когда по планете бродили динозавры, а расцвет млекопитающих был еще далеко впереди.
Боннские ученые рассмотрели части костей верхней и нижней челюстей, а также коренных зубов
P. fruitaensis. Эти участки
рассказали ученым не только о рационе животного, но и о том, какое место оно занимало на эволюционном древе. Размеры зубов
P. fruitaensis не превышали и одного миллиметра, поэтому для их детального изучения ученым пришлось применить специальный метод компьютерной томографии. Благодаря этому удалось получить 3D-изображения зубов животного в высоком разрешении. Полученные изображения затем подверглись анализу посредством компьютерной программы, разработанной учеными.
Известно, что при пережевывании пищи у предков современных млекопитающих первый коренной зуб верхней челюсти располагался точно над первым коренным зубом нижней. Однако у более развитых млекопитающих ряды зубов смещены по отношению друг к другу: первый верхний коренной зуб располагается строго между первым и вторым зубами нижней челюсти. Но как же был устроен прикус у P. fruitaensis?
Изучение данных томографии останков зубов показало, что челюсти этого древнего животного отчасти напоминали челюсти современных млекопитающих. Однако контакт между челюстями при жевательных движениях у P. fruitaensis был слишком мал, чтобы животное могло эффективно измельчать пищу. При том, что у зубов древнего млекопитающего имелись режущие края, позволявшие ему эффективно пережевывать мясо своей добычи, ученые сомневаются, что животное было полностью плотоядным. Сомнения ученых подтверждает то, что зубы животного имели конусообразную форму и бугорки. Зубы такой формы прекрасно подходят для пережевывания насекомых и встречаются у современных насекомоядных.
Форма зубов P. fruitaensis примечательна и по другой причине. Бугорки одинакового размера, расположенные на зубах животного, обеспечивали эффективность и точность его прикуса при пережевывании пищи. Однако за эту опцию животному пришлось поплатиться: возможно, столь специфическая структура зубов помешала челюстям P. fruitaensis эволюционировать и адаптироваться к новым пищевым условиям.
изображение: Thomas Martin, Kai R. K. Jäger / University of Bonn