я могу драматизировать
Почему хорошего всегда понемножку? Хорошего, мне кажется, быть должен вагон.
Яна Титоренко
Все записи
текст

Разум в глубокой воде: почему дельфинов считают умными

Мы не можем усадить дельфинов проходить текст на IQ, сыграть с ними в «Свою игру» или хотя бы просто поговорить. Но даже учитывая отсутствие между нашими видами прямой коммуникации, мы все равно признаем: эти млекопитающие весьма развиты интеллектуально. Обычно говорят: «Дельфины – самый умный на Земле вид после человека». А после ли?
Разум в глубокой воде: почему дельфинов считают умными

Умственные способности дельфинов изучают с помощью головоломки, сходной с «пальцевым пазлом», применяемым в экспериментах с шимпанзе. После решения головоломки дельфин в качестве награды получает шарик из желатина. brianskerry.com. brianskerry.com

Тайное обаяние дельфинов

В 1961 году американский нейрофизиолог Джон Лилли выпустил книгу «Дельфин и человек», в которой заявил, что на одной с нами планете уже давно живет вполне разумный вид, на который мы не обращаем внимание только из-за собственной ограниченности. Лилли предположил, что мы выйдем на прямой контакт с дельфинами в течение ближайших 10–20 лет, и патетически заключил: «Прежде чем устанавливать связь с внеземными цивилизациями, необходимо установить связь с другой цивилизацией на Земле – дельфинами».

Исследователь был не только ярым сторонником дельфинов, но и руководителем собственной лаборатории в Сент-Томасе, где изучали морские глубины. Его книгу встретили с большим интересом, тем более что автор активно давал интервью и охотно выступал на телеканалах. Ученые, однако, быстро обнаружили в труде Лилли некоторые, мягко говоря, неточности. Он, например, подменял понятия, пересказывал легенды и ссылался на сомнительные источники. Кроме того, выяснилось, что нерадивый экспериментатор давал дельфинам ЛСД, надеясь, что они начнут разговаривать с ним. Из-за всего этого его труд был дискредитирован. Но идеи, как известно, бывают куда более живучи, чем академические споры.

Дельфины игривы, красивы и, судя по всему, доброжелательны. Вполне закономерно, что человек от них в восторге. Эти млекопитающие быстро учатся, демонстрируют сочувствие, радость и горе, любят общаться. Из-за всего этого очень похоже, что у них есть интеллект – и даже во вполне общепринятом понимании. Но вот что с пониманием научным?

Вопрос оценки интеллекта животных довольно сложен. Обычно люди рассматривают умственные способности соседей по планете с точки зрения собственных показателей. Но даже с определением нашего интеллекта есть некоторые проблемы. Мы не можем его точно не только измерить, но даже и определить.

Мозг и характер дельфинов настолько непривычны нам, что логичнее задавать не вопрос: «А есть ли у них интеллект?» – а вопрос: «Какой у них интеллект?»

Мозг интеллекту не помеха

Ученые из Пенсильванского университета исследовали мозг дельфинов на магнитно-резонансном томографе и обнаружили, что устройство нервной системы у них в чем-то совершеннее, чем у человека. Головной мозг дельфина-афалины весит 1700 граммов, что на 350 граммов больше, чем мозг взрослого человека. Однако масса мозга сама по себе не определяет потенциал мозговой активности (иначе самыми умными были бы слоны и киты). Считается, что еще большее значение имеют количество и развитие извилин, а также число межнейронных связей.


Но и по этим показателям дельфины ничем не уступают людям: складок, бугорков и извилин у них больше, да и нехватки межнейронных связей не заметно. Зато они отличаются от нас формой мозга. У нас он слегка приплюснут, а у дельфинов округлый, похож на сферу. По внутренней же структуре мозг дельфина идентичен человеческому. Он обладает теми же разделами, что и наш.

Часть мозга, отвечающая за эмоции, у дельфинов крупнее, чем у других млекопитающих. Вероятно, они тоже способны испытывать стресс или грустить, а их выбрасывание на берег до сих пор не могут объяснить, иногда рассматривая как самоубийство. Исследования фонда Orca Research Trust в Новой Зеландии, например, показали, что афалины и косатки иногда носят мертвых детенышей, проявляя нечто, похожее на скорбь. Это вполне возможно, ведь дельфины, как и люди, обладают нейронами фон Экономо. Этот тип нейронов, называемый также веретенообразными, «отвечает» за социальное общение, эмоции, ориентирование в пространстве, самосознание. Эмоциональная часть мозга дельфинов настолько развита, что они, похоже, крайне чувствительны.

Эхолокационная система дельфинов поражает широким частотным диапазоном (до 300 кГц). Именно она послужила примером, на который ориентировались при создании навигационно-локационных систем.

Другая уникальная особенность мозга дельфинов – их способность спать только одним полушарием, а другим всегда бодрствовать. Причем по электроэнцефалограмме дельфинов заметно, что сначала характерные признаки засыпания и дремоты (медленные волны в ЭЭГ) проявляются в обоих полушариях, как у наземных млекопитающих, и лишь позднее, по мере углубления сна, вторая область как бы включается, создавая асимметрию. Впрочем, жить без этой черты им было бы затруднительно: дельфинам надо периодически подниматься на поверхность, чтобы вдохнуть. Вот и приходится все время держать одно полушарие «настороже».

С исследованиями мозга дельфинов есть некоторые сложности. Во-первых, в идеале проводить все эксперименты следует в их естественной среде обитания, что на практике невозможно. Во-вторых, дельфинам не получится объяснить, что им придется пройти обследование на каком-нибудь аппарате: при всей своей отзывчивости они вряд ли согласятся. Во-третьих, человек не до конца представляет себе даже собственный мозг, и пока он не изучит его, достоверно понять, как работает дельфиний, очень сложно. В-четвертых, эксперименты на крупных морских животных – это банально очень дорого.

На языке эмоций и свиста

Одно из важных проявлений интеллекта – язык. У дельфинов он, скорее всего, есть. Ряд исследователей даже заявляют, что их речь, набор странных звуков, по уровню сложности сравнима с человеческими языками. С 1964 по 1968 год американские этологи Джарвис Бастиан и Билл Эванс провели ряд экспериментов с общением дельфинов. Они разделяли двух дельфинов непрозрачной перегородкой и давали в их распоряжение две педали, на которые нужно было синхронно нажимать в зависимости от цвета лампочки. За это дельфины по обе стороны получали угощение. Лампочку при этом видел только один из них. И он «говорил» второму о нужных действиях – после чего тот их повторял.


Акустические сигналы дельфинов обеспечивают их согласованное социальное поведение – добычу корма, защиту от хищников, навигацию, получение информации об окружающей среде. Большинство видов дельфинов продуцируют два типа звуков – пачки широкополосных импульсов и «свисты». Первые состоят из последовательности импульсов с очень короткими интервалами. Вторые звуки человеку напоминают свист, поэтому так и называются. Они имеют разнообразный и сложный репертуар, используемый для передачи информации, связанной с идентичностью отправителя, его положением и поведенческим контекстом. Максимальная дистанция, на которую дельфин способен передать свист, – 10,5 км.

Фирменный свист развивается в течение первого года жизни дельфина и, по-видимому, формируется слушанием свистов сородичей. Дельфины также используют имена-свисты, чтобы идентифицировать друг друга. Младенцы узнают имена от своих матерей. Взрослые особи приветствуют друг друга в море, обмениваясь именами.

Российские ученые Владимир Марков и Вера Островская, изучая речь дельфинов в 1990-х, пришли к выводу, что она довольно сложна. Одно звуковое обозначение (звук, слог) у них несет эквивалент целой фразы, как в некоторых древних языках. В «речи» дельфинов, кроме того, обнаружены группы звуковых сигналов, которые могут быть примерно соотнесены с фразой или набором фраз. Нужно отметить, что подобные закономерности присущи только естественным языкам, ее нет, например, в языках программирования. «Речь» дельфинов, по всей видимости, довольно эмоциональна. Они способны даже менять «тембр голоса» – если расстроены или если им грозит опасность.

mm8121_130522_22382_1198x1800.jpgДельфины могут понимать команды вида «погрузись глубже» и многие другие. Их способности в этом отношении указывают на наличие серьезного умственного уровня Фото: Brian Skerry natgeotraveller.in

Дельфины хорошо обучаемы. Их можно научить примерно понимать синтаксис человека – дельфинарии вполне демонстрируют это качество. Животные там учат команды – поднеси мяч к кольцу, принеси предмет, выпрыгни из воды. Карл Саган шутил об успехах дельфинов с языками: «В то время как некоторые дельфины изучили английский – до пятидесяти слов, используемых в правильном контексте, – ни один человек не изучил дельфиний».

И все-таки кое-что об их «речи» мы постепенно узнаем. В мае 2022 года международная группа исследователей-биологов опубликовала в журнале Nature работу: звуковые сигналы дельфинов из разных частей океана отличаются примерно так, как диалекты в языках людей. Ученые проанализировали 188 часов свиста шести географически разделенных популяций афалин (Tursiops truncatus) в Средиземном море, сопоставили длину и изменения высоты тона и пришли к выводу, что в районах с разной флорой или рельефом свисты различаются. Там, где больше водорослей, свист выше и короче, там, где дно илистое, дельфины предпочитают низкие и длинные свистки. Это может быть связано с тем, что илистое дно лучше поглощает высокие звуки, а среда с водорослями делает это слабее. Получается что-то вроде акустической адаптации: «голоса» животных изменяются, подстраиваясь под конкретные условия их обитания.

Опасные (игровые) связи

Дельфины умеют распознавать друг друга. Синхронное дыхание для них – синоним социальной привязанности. Близкие «друзья» (два самца или две самки), пара или мать с детенышем синхронно выпрыгивают из воды, чтобы вдохнуть. Ученые называют такое поведение аналогом объятий или рукопожатий.

Увы, подобное выражение привязанности часто оказывается пагубным для дельфинов. Механизм похож на тот, что дает столько проблем людям во время пандемий. Джанет Манн из Джорджтаунского университета рассказывает: «Когда дельфины вместе дышат на поверхности, они делятся дыхательными каплями так же, как и мы, когда разговариваем или кашляем друг на друга». Таким образом они и заражаются вирусами, в числе которых, например, морбилливирус китообразных из семейства кори и оспы.

Синхронные выпрыгивания из воды, как и вечеринки у людей, повышают риск заражения респираторными заболеваниями: выдыхаемый одним вирус может попасть в легкие другого. Фото: Grassy Key, flickr.com

Вспышки этого вируса подкосили популяцию дельфинов в 2013–2015 годах. Тогда в Соединенных Штатах, по данным Национального управления океанических и атмосферных исследований, более 1600 дельфинов выбросило на берег на пляжах от Нью-Йорка до Флориды. Всего от вируса погибло около 20 000 дельфинов, а их прибрежная популяция в регионе сократилась примерно на 50 %. В 2021 году ученые из Гавайского университета зафиксировали новый штамм этого вируса. Из-за социальности дельфинов инфекции для них очень опасны – совсем как для людей.

Дельфин-«серфер», lidijatoursistra.com

Игру, как и язык, называют хорошим отражением уровня интеллекта. Дельфины и киты здесь – золотые медалисты животного мира. Многие отдыхавшие на море видели, как стаи дельфинов прыгают, кувыркаются и переворачиваются. Никакого объяснения этим действиям нет – кроме того, что им это просто нравится. Дельфины занимаются «серфингом» на носовой волне лодок или целых кораблей, а также играют с ракушками, растениями и игрушками, могут догонять рыб и черепах, толкаться, плавать, перегоняя друг друга. Писатель Дуглас Адамс в книге «Всего хорошего, и спасибо за рыбу!» шутил: «Человек всегда полагал, что он умнее дельфинов, потому что он многого достиг – колесо, Нью-Йорк, войны и так далее, – в то время как все, что дельфины когда-либо делали, – это слонялись по воде и развлекались. Но, наоборот, дельфины всегда считали, что они намного умнее человека, – по тем же самым причинам».


Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK