Разработан новый способ изучения «скелета» живых клеток

Он представляет собой объединение методов атомно-силовой и сканирующей ион-проводящей микроскопий и позволяет обеспечить безопасность клеток во время сканирования.
Разработан новый способ изучения «скелета» живых клеток
Российские исследователи из НИТУ «МИСиС» разработали новый метод микроскопии, позволяющий изучать живые клетки и их «скелет», не нанося им вреда. Он представляет собой объединение методов атомно-силовой и сканирующей ион-проводящей микроскопий. Научную работу с описанием способа опубликовал научный журнал Nanoscale.
Известно, что для здоровья организма человека важен определённый уровень жёсткости клеток, и в особенности жёсткости их цитоскелета, или каркаса, отвечающего за адаптацию клетки к окружающей среде. Если жёсткость клеток нарушается, это может спровоцировать развитие рака, сердечную недостаточность и многие другие серьёзные заболевания.
Сегодня для проверки жёсткости клеток, как правило, используется метод атомно-силовой микроскопии. Его главным недостатком является негативное влияние, которое он оказывает на клетки при сканировании, деформируя и меняя их свойства. Чтобы исправить эту проблему, учёные из НИТУ «МИСиС» предложили совместить способ со сканирующей ион-проводящей микроскопией.
Ранее ион-проводящая микроскопия использовалась только для визуализации поверхностей, но в новом исследовании её смогли приспособить для измерения жёсткости клеток. Отмечается, что в основе этой методики лежит бесконтактное сканирование с помощью особой нанопипетки, через которую проходит поток ионов хлора.

Ожидается, что в будущем развитие новой комбинированной методики позволит не только лучше изучить функционирование клеточного цитоскелета через анализ клеточного движения и деления, но и позволит сильно продвинуть вперёд исследования сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, болезни Альцгеймера и Паркинсона.
Фото: НИТУ «МИСиС»