я могу Слушать и слышать
Начиная в неудаче виноватого искать, опасайся слишком близко приближаться к зеркалам
Ольга Фадеева
Все записи
текст

Геоглифы: призраки на песке

Пауки, колибри, киты, собаки, обезьяны, лошади, спирали, надписи, портреты. Все это настолько большое, что увидеть можно лишь с горы, вертолета, а то и вовсе из космоса. Тем не менее, они у нас под ногами, потому что геоглифы можно найти в любой точке планеты.
Призраки на песке

     Слово геоглиф произошло от греческих «гео» – земля и «глифо» – черчу, вырезаю. По сути, это просто узор на земле. Размер его может быть разным, но вообще «порядочный» геоглиф уж никак не должен быть меньше четырех метров. Способов создавать эти рисунки много: можно снимать верхний слой почвы по периметру узора, насыпать щебень, а то и просто высаживать деревья, которые в будущем сформируют нужный рисунок. 
Портрет Чингисхана, www.kinoserial.tv
А еще геоглифы – это не только древность, но и вполне себе современность. Сегодня их создают, чтобы воздать кому-нибудь честь (как портрет Чингисхана на горном массиве Богдо в Монголии в 2009 году) или просто – для красоты. Назначение древних геоглифов куда загадочнее. 
Самые известные и одни из самых больших и старых рисунков на планете – линии Наски в Перу. Это около 30 рисунков, приблизительно 700 геометрических фигур и почти 13 тыс. полос (отсюда и название – линии). 
Размеры их впечатляют. Колибри, например, имеет 50 м в длину, паук – 46, кондор – 120, а ящерица – 188 м. Среди всех живых существ на плато лишь один рисунок изображает человека, он имеет в высоту «скромные» 30 м. На радость любителям всего «альтернативного», его называют астронавтом – из-за большой головы, похожей на шлем скафандра. 
Геоглифы наска с высоты птичьего полета, www.gotoperu.com.pe  
Все изображения выполнены в едином стиле – очерчены одним непрерывным контуром, при этом линии как бы накладываются на рисунки животных. Прямые полосы идеальны, хотя считается, что даже современные геодезические методы не позволяют провести по неровной местности прямую линию протяженностью до 8 км, чтобы ее отклонение не превышало 0,1 градуса. А линии Наски, как полагают многие ученые, сделаны почти 2 тыс. лет назад.
Чтобы нанести эти полосы, древние умельцы вынимали грунт до 40–50 см в глубину и до 135 – в ширину. По сути, копали мелкие траншеи. Но как именно? Вокруг нет никаких тропинок, по которым могли бы передвигаться многочисленные рабочие. А они, без сомнения, вытоптали бы этот грунт – особенность плато такова, что даже единожды проехавший здесь автомобиль оставляет следы (поэтому за порчу геоглифов Наски предусмотрен реальный срок до пяти лет и сотни тысяч долларов штрафа). 
Создание геоглифов. Иллюстрация: Fernando G. Baptista, nationalgeographic.com
Кто мог совершить столь грандиозную работу, доподлинно неизвестно. Большинство ученых считают, что это была индейская цивилизация Наска, существовавшая со II века до н. э. по VI век н. э.
Но зачем все эти сложности? Самый очевидный ответ – для общения с божеством. Некоторые исследователи, впрочем, не исключают и того, что рисунки были созданы для астрономических наблюдений или в качестве акведуков.

Разгадку, вероятно, надо искать в индейской культуре вообще, ведь Южная Америка – клондайк для любителей узоров на земле. Взять хотя бы рисунки в Чили, в пустыне Атакама, находящиеся в 1370 км от линий Наски. Здесь тоже есть гигантские изображения животных, правда, главное из них, в отличие от линий Наски, – рисунок человека высотой 86 м, прозванный гигантом из пустыни Атакама, или «Тарпака». Он считается самым крупным доисторическим антропоморфным изображением в мире. И одним из самых старых – по оценкам ученых, ему 9 тыс. лет. Кто и для чего нарисовал этого великана, тоже неясно. 
Маррийский человек, www.southaustralia.com
Но есть вещи и пограндиознее. Например, Маррийский человек, изображение которого протянулось на 4,2 км в длину! Линии фигуры имеют 20–30 см в глубину и до 35 м в ширину. Геоглиф находится в Южной Австралии на плато Финнис Спрингс, что в 60 км от поселка Марри (отсюда и имя великана). Это самый большой геоглиф на Земле. Увидеть его можно лишь с высоты от 3000 м – неудивительно, что обнаружил его в 1998 году австралийский летчик по имени Тревор Смит. Ученые доказали, что Маррийский человек – наш современник, его создали не более 20 лет назад. А вот кто именно и зачем – непонятно.

Несмотря на грандиозность, все вышеперечисленное – грубая работа: рисунки выполнены весьма примитивно. Тем не менее, среди геоглифов-гигантов встречаются и настоящие шедевры. Например, Уффингтонская белая лошадь – изображение, находящееся в Англии, в графстве Оксфордшир. По оценкам ученых, оно относится к X веку до н. э. Английский скакун отличается от других геоглифов и стилем, и цветом. 110-метровая фигура лошади (хотя кто-то видит в этой симпатичной закорючке волкодава, собаку, кошку или даже дракона) создана путем копания траншей, засыпанных битым мелом. Ее творцами, вероятно, были жители близлежащего городища, которые регулярно – раз в семь лет – «выпалывали» геоглиф, чтобы он не зарастал травой. Сегодня эту работу организует правительство Великобритании. 
Уффингтонская белая лошадь, www.english-heritage.org.uk/
Не менее внушительно смотрятся огромные надписи из лесополос. Большую популярность они получили в СССР. В 1970 году, когда праздновалось 100-летие со дня рождения «человека в рабочей кепке и простреленном пальто», были сделаны десятки надписей вроде «Ленину 100 лет» и «Ленин». Такие же геоглифы создавались и в честь других дат: «30 лет Победы», «40 лет Победы» и т. д. Сегодня эти торжественные «перелески» можно увидеть с самолета во многих регионах нашей страны. 

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK