Фотомонтаж: Roberto Rizzato. www.flickr.com
Химия: разрушающий химикат
В 2007 году новозеландский парламентарий Джаки Дин отправила министру здравоохранения официальный запрос о планах по запрещению крайне опасного вещества, о котором ей сообщил бдительный избиратель. Дин, сама того не ведая, попалась на «баян»: информация об этом химикате гуляет по Сети с 1990 года. Процесс запустили три студента Калифорнийского университета – Мэтью Кауфман, Эрик Лехнер и Ларс Норпченер. Они засыпали кампус паническими листовками: все водопроводные системы загрязнены опасным соединением без цвета, вкуса и запаха, которое убивает множество людей ежегодно, однако используется в производстве, химических лабораториях и даже в ядерных реакторах. Несчастным людям, которые с ним работают, даже спецодежду не выдают! При этом химикат «развивает зависимость, и при воздержании от него жертвам грозит смерть через 168 часов». И все равно вещество продолжает использоваться во всех сферах, а многие корпорации даже получают его через особые подземные трубопроводы – буквально тоннами.
Студенты призывали общественность проявить сознательность и протестовать
против бездумного применения опасного химиката, и через несколько лет их деятельность продолжилась на специальном сайте «Объединение за запрещение DHMO». DHMO – это Dihydrogen monoxide, дигидрогена монооксид, то есть… вода. Истории почти 30 лет, калифорнийские шутники давно стали солидными людьми, но время от времени призывы запретить монооксид дигидрогена до сих пор находят
сочувствующих.
Биология: шокирующие находки
В 1998 году журнал Nature опубликовал в онлайн-версии статью о происхождении птиц. Автор, Генри Джи, ссылался на «почти полный» скелет теропода Smaugia volans, найденный в США. Тероподы – реально существовавший подотряд ящеротазовых динозавров, но они перемещались на двух ногах. Smaugia volans же, согласно статье, умели летать, и это подтверждалось останками костей, которые нашел Рэнди Сепулкрейв – сотрудник музея при Университете Южной Северной Дакоты. Здесь
легко распознать намек на розыгрыш, потому что такого университета никогда не существовало. А фамилию Сепулкрейв носил персонаж трилогии английского фантаста Мервина Пика. Наименование вида Smaugia volans позаимствовали у Толкина – в «Хоббите» Смаугом звали огнедышащего крылатого дракона.
А вот журнал Discovery однажды рассказал, как итальянский ученый Эприл Паццо
открыл в Антарктиде неизвестные доселе организмы: это были черви – «горячие головы». Костяные образования на их головах разогревались и могли плавить лед, благодаря чему антарктические черви быстро перемещались под ледяной толщей, а также добывали себе пищу. Коварные существа выслеживали нерасторопных пингвинов, растапливали под ними лед и, когда птицы проваливались в яму, пожирали их. С учетом удивительных умений, которых достигают животные в процессе эволюции, история доктора Паццо с первого взгляда даже не кажется такой уж мистификацией, так что его материал получил беспрецедентное количество откликов от читателей Discovery.
Пингвины, как существа совсем загадочные для основной массы читателей и зрителей из-за своей удаленности, довольно часто становятся участниками розыгрышей. Парадокс: научно-технический прогресс быстро совершенствует технику и ее возможности, но медленно влияет на человеческий разум. В 2008 году BBC в популярной программе Miracles of Evolution показал летающих пингвинов, которые косяками покидают Антарктиду, гонимые климатическими изменениями. Очень многие зрители тогда доверились не своим знаниям об эволюции, а искусству компьютерной графики.
Климатология: недостаток овец
Изменения климата – очень благодатная почва и для политических манипуляций, и для лженаучных теорий, и для незатейливых розыгрышей. Например, в 2007 году ученые из Института ветеринарной климатологии, что в Новой Зеландии, – по крайней мере, так назвались эти люди в интервью, – объяснили читателям одной газеты, что глобальное потепление зависит напрямую от новозеландского животноводства. Стада белых овец отлично отражают свет, что препятствует нагреванию Земли. Но в последние годы поголовье овец в Новой Зеландии сокращается, и свет отражается хуже – вот поэтому на планете и становится теплее.
Астрономия: искусственные спутники Марса
В конце 1950-х в Great Plains Observer – издании Астрономического общества Великих
равнин (США) – появилась заметка о сенсационном открытии доктора Хаялла из университета Горных цепей. Результаты его исследований показали, что Фобос и Деймос – не естественные, а искусственные спутники Марса, фактически космические станции, запущенные на орбиту древней цивилизацией. Естественно, доктор Хаялл и его университет никогда в реальности не существовали. Редактор Вальтер Хьюстон посчитал, что история «настолько смехотворна, что не может быть классифицирована иначе как утка». Однако вскоре она появилась… в советской
«Комсомольской правде» – и уже как серьезная информация, причем сообщал ее астрофизик Иосиф Шкловский (в честь него, кстати, назван кратер на Фобосе). Однако, как сказал Джеральд Купер из Йеркской обсерватории: «Он слишком блестящий ученый, чтоб поверить такой ерунде! Должно быть, журналист не понял его шутку и опубликовал как утверждение».
Антропология: странное племя
Американский антрополог Гораций Майнер прожил долгую и славную жизнь: во время Второй мировой войны был разведчиком, потом преподавал, работал в Африке и Южной Америке, издал несколько книг. Но особенно он известен своей статьей о племени Накирема, обитающем в Северной Америке. В эссе «Телесные ритуалы Накирема» Майнер подробно описал странные обычаи, созерцание которых у неподготовленного может вызвать отвращение. Например, накирема скоблят лицо острыми предметами, совершают манипуляции во рту с помощью пучка свиной щетины. В основе их верований лежит убежденность, что человеческое тело уродливо и быстро дряхлеет, и противопоставить этому человек может только специфические ритуалы.
Работа, которую затем публиковали «Американский антрополог» и другие издания,
получилась у Майнера и антропологической, и социальной: читатели не сразу поняли, что Nacirema – это American, то есть они сами. Пожалуй, эта мистификация в нашей подборке больше всего насыщена смыслом: автор стремился живописать евроамериканское высокомерие, показать, что любой обычай в цивилизованном мире можно подвергнуть критике, а «магия не является прерогативой не западных обществ». Мы не можем противопоставлять себя «дикарям» и другим людям, не похожим на нас, только на основании культурных различий.
www.thecultureclub.at
Читатели, телезрители и остальные обыватели – основные жертвы научных розыгрышей – нередко обижаются на ученых: дескать, люди пользуются тем, что умнее других. Но все-таки нам стоит поблагодарить их за юмор, самоиронию и напоминание о том, что информацию надо уметь воспринимать критично – из чьих бы уст она ни звучала.