Уникальный генетический набор человека не может быть решающим фактором в определении продолжительности жизни — рацион и многие другие факторы также играют большую роль — но исследования
показали, что определенные мутации ДНК могут влиять на процесс старения.
Генетик Гарвардского университета Вадим Гладышев, старший соавтор нового исследования, сотрудничал с коллегами-учеными и биотехнологической компанией Gero LLC, чтобы исследовать британский биобанк — публичную базу данных, содержащую генотипы около 500 000 добровольцев.
Используя более 40 000 таких генотипов, команда искала корреляции между небольшими изменениями в ДНК и состояниями здоровья. Это — так называемое общегеномное ассоциативное исследование. В частности, вариации, которые искали ученые, содержали гены, лишавшие все клетки в организме определенных белков.
Ученые приходят к выводу, что чем больше мутаций в генотипе, тем больше вероятность того, что у человека рано разовьются старческие болезни или произойдет ранняя смерть.
«В данном случае имеет значение точная генетическая комбинация. В целом —каждая интересовавшая нас мутация уменьшает продолжительность жизни на 2-6 месяцев», — говорит Гладышев.
Ученый признает, что результаты могут быть спорными, поскольку они сводят к минимуму значение мутаций, приобретаемых в течение всей жизни.
Ян Вийг, генетик из Медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, который изучает роль соматических мутаций в старении, соглашается, хотя добавляет, что соматические мутации все еще могут вызывать такие заболевания, как рак кожи, которые сокращают продолжительность жизни.
Алексис Баттл, биомедицинский инженер в Медицинской школе Университета Джона Хопкинса, указывает на важное предостережение: новое исследование рассматривало только 1% генома, который активно строит белки. Остальное в значительной степени является «черным ящиком». И Баттл и Вийг согласны с тем, что эта неизвестная зона ДНК может быть даже более важной при изучении факторов старения, чем участки, на которых сконцентрировались Гладышев и его коллеги.
В дальнейшем Гладышев хотел бы повторить свой анализ ДНК на долгожителях: тех, кто доживает до 100 лет.
фото: CHRISTOPH BURGSTEDT/ISTOCK.COM