Обнаружены новые биомаркеры, которые помогают определить риск космических полетов для здоровья человека

Международная группа исследователей из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (LLNL) смогла обнаружить новые биомаркеры, которые могут быть полезны при диагностике здоровья космонавтов и определении рисков, связанных с дальними космическими полетами.

Ученые из Ливерморской национальной лаборатории имени Лоуренса (LLNL) изучили образцы крови астронавтов космических шаттлов до и после полетов. Исследователям было известно, что нуклеиновые кислоты в экзосомах могут сохраняться в течение 15-20 лет, однако было неизвестно, как космические путешествия повлияют на нуклеиновые кислоты в крови астронавтов шаттла, которая хранилась два десятилетия.

Ученые исследовали экзосомы – небольшие внеклеточные липидно-белковые сферы, которые несут внутри себя другие молекулы, позволяя клеткам и тканям общаться друг с другом. Длинные некодирующие РНК (lncRNA), контролирующие клеточные механизмы, могут быть найдены в экзосомах среди других типов РНК.

Исследователи проанализировали образцы крови, полученные от 18 астронавтов космических шаттлов в период с 1998 по 2001 год, и обнаружили 27 различных экспрессируемых lncRNA, биомаркеров долгого пребывания в космосе, которые изменились до и после полета из-за нахождения человека в условиях пониженной гравитации и из-за космической радиации.

«Когда мы сравниваем кровь человека до и после космического путешествия, мы видим изменения в количестве lncRNA: их становилось либо больше, либо меньше. Эти изменения напрямую влияют на гены, которые выключаются или включаются в важных клеточных функциях, связанных с нейродегенерацией, общим здоровьем и сердечно-сосудистыми заболеваниями», – отмечают авторы.

lncRNA может модулировать большое количество генов, поэтому исследователям необходимо понимать, как эти гены влияют на общее состояние здоровья человека, сердечно-сосудистые заболевания. Это позволит определить, кому необходимы определенные лекарства, изменения в диете или увеличение физической нагрузки, чтобы справиться с негативными последствиями космического полета. В дальнейшем ученые планируют опубликовать исследования о других типах РНК, обнаруженных в экзосомах, которые могут дать больше информации о рисках, связанных с космическими полетами. Результаты исследования были опубликованы в журнале Frontiers in Genetics.

Фото: Julie Russell/LLNL