Можно ли стать «звездой», потратив на занятия 10 000 часов?
Позже, уже в 2008 году, об этом вспомнил писатель Малькольм Гладвелл, который в своей книге «Промахи 2008 года» назвал отметку в 10 000 часов «Волшебным числом величия».
Психологи Брук Макнамара и Мегха Майтра из Университета Кейс Вестерн Резерв в Кливленде решили проверить, действительно ли регулярная практика на протяжении такого количества времени может заменить человеку талант, сделав из него звезду. Для этого они собрали три группы скрипачей с разным стажем игры и опытом. Группы собирали, основываясь на опросах наставников музыкантов, охарактеризовавших каждого из подопечных как успешного, опытного и менее опытного. Затем участников теста просили вести специальный дневник с описанием их практической деятельности на протяжении недели.
Сопоставив результаты из дневников с характеристиками музыкантов, исследователи пришли к выводу, что большее количество часов практики не гарантирует того, что музыкант станет более успешным в профессиональном отношении.
Менее опытные музыканты за 20 лет наиграли около 6 000 часов, но среднее время, затраченное всеми участниками эксперимента, как раз составляло около 11 000 часов. При этом большинство «лучших» скрипачей, участвовавших в исследовании, практиковались реже, чем те, кто состоял в группе «хороших».
Интересно, что автор исходного исследования 1993 года вовсе не считает, что теперь его научная работа никуда не годится.
«Считаю ли я, что практика — это всё, и что только количество часов определяет достигнутый уровень? Нет, не знаю. Но я всё ещё считаю, что практика является самым важным фактором», — прокомментировал своё исследование 26-летней давности бельгийский психолог Ральф Крампе.Могут ли регулярные занятия игрой на музыкальном инструменте гарантировать, что человек достигнет небывалых высот? Нет. Это же утверждение справедливо не только для музыкантов, но и для людей, занятых другими видами деятельности, не обязательно творческой. Но это определённо поможет ему существенно улучшить свои навыки — в этом исследователи сошлись во мнении.
Фото: aerogondo/iStock
Наука
Вячеслав Ларионов