|
Презентация состоялась в зале «Рафаэль», но живописных картин эпохи Ренессанса в его стенах не было, вместо них – интересная презентация со статистикой и фотографиями Арктики. Каждое фото изображало быт людей в Арктике, который, на удивление, несущественно отличается от жизни европейских людей.
В преддверии презентации самого проекта с рассказом про Арктику выступили два эксперта: Никита Ломагин, директор Центра ЭНЕРПО и Замятина Надежда, к.г. МГУ им. Ломоносова.
Никита Ломагин рассказал о значении Арктики и её богатства для России и всего мира, о её международно-правовом статусе, проблемах и перспективах. Оказалось, что сейчас Арктика находится под наблюдением более десяти стран. По оценке экспертов из Америки и России, объемы запасов Арктики колоссальны: 90 млрд баррелей нефти, 70 трлн куб метров газа, 44 млрд баррелей газового конденсата. Через Арктику проходит северный морской путь, соединяющий Азию и Европу, из-за чего регион обладает военной составляющей и хранит ядерные отряды, которые будут запущены в случае нападения на Россию.
Вторым экспертом выступила Надежда Замятина из МГУ, рассказав населении Арктической зоны и наглядно показав, что Арктика – это не только белые медведи, снега, льды и чукчи, а народы, такие же люди, как и мы все. Отток и приток населения в Арктике постоянный, но уезжают в основном пенсионеры и молодые люди после окончания школы, так как продолжать дальнейшее обучение возможности нет.
Жизнь в Арктике одновременно и похожа на нашу, и совсем иная. Расположение городов в регионе другое – населенные пункты не кучкуются, как у нас, а находятся разрозненно друг от друга среди тундры. Из-за сложного климата постройка зданий отличается от нашей – например, можно встретить здание, полностью стоящее на кирпичных небольших колоннах, для того чтобы из-за тепла дома не таяли льды, иначе дом может просто рухнуть. А проходы между домами сделаны таким образом, чтобы бороться с ветром. В развивающихся городах квартиры стоят очень дорого (однушка до 2 миллионов), а в убывающих, наоборот, дешевле (трехкомнатная обойдется примерно в 500 т.р.).
Быт местных жителей не так прост, как наш – порой чтобы съездить в тот же магазин, нужны вертолёты и моторные лодки. В остальном все, как у всех – дороги, транспорт, связь, отопление и электричество, телевиденье и интернет, больницы и поликлиники, школы и рестораны. Несмотря на трудности, местные очень привязаны к своей родине, и нередки примеры, когда при переселении людей повышалась смертность, так как люди просто спивались из-за недостатка их обычных дел вроде рыбалки.
После коротких выступлений экспертов руководитель проекта и Центра социальных исследований Севера, Николай Вахтин рассказал о том, какой предстает Арктика людям по первым страницам в гугле при запросе «Арктика» и «Люди Арктики», что не всегда отражает реальность.
И заключительным моментом стала непосредственно презентация проекта, проведенная Ольгой Бычковой, директором Центра STS.
Проект «Интерактивная обучающая платформа Российской Арктики» имеет практическую направленность, что стало необычной задачей для Европейского университета, поскольку чаще специалисты ВУЗа готовят теоретические материалы для людей, поступающих в магистратуру и выше. Цель проекта – визуально показать, что Арктика – это территория жизни. Для этого была создана обучающая платформа, которую учителя могут использовать для проведения в школе урока об Арктике. В основе платформы четыре основных элемента: интерактивная карта Арктики, раздел о стиле жизни в регионе, мультфильмы и методичка по арктическому уроку.
Интерактивная карта основана на статистических данных из базы Росстата. Каждый район на ней можно приблизить, и узнать о нем больше: плотность населения, среднюю зарплату по разным отраслям, погодные условия и другое. Рядом с картой живет интерактивный мишка, который задает различные вопросы, а, кликнув по нему, можно узнать на них ответы.
Раздел о стиле жизни рассказывает о быте в Арктике: как покупают продукты, как ходят в школу, как проводят свободное время. Здесь представлены шесть групп населения: жители арктических городов, жители поселков, жители тундры, полярных станций, экспедиторы и вахтовики.
Не менее важный элемент проекта – мультфильмы, ставшие одним из основных образовательных инструментов на сегодняшний день, поскольку вызывают у школьников и студентов эмоции и чувства.
В планах авторов проекта реклама карты, презентация ещё на нескольких площадках, перевод мультфильмов, возможный перевод самого сайта как минимум на английский язык. В практичности и необходимости проекта никто не сомневается. «Мне кажется, что получилось очень полезно» – резюмировал Николай Вахтин.
Перед началом презентации мне удалось пообщаться с Ольгой Бычковой, директором Центра STS.
– Почему вас заинтересовала проблема населения и инфраструктуры Арктической зоны?
– Николай Вахтин, руководитель Центра социальных исследований Севера в Европейском университете в Санкт-Петербурге, один из известных исследователей-антропологов севера начинал свою работу именно с Чукотки. К тому же, Николай – доктор лингвистических наук и очень хорошо знает языки, в том числе и эскимосский. Поэтому мы решили исследовать Арктику, потому что у Европейского Университета имеется очень большая экспертиза по этому району, у нас очень активно проводятся исследования, именно антропологические. Большая команда исследователей, которые ездят в разные регионы Арктики, в большие города, которые мы не считаем Арктикой, например, Мурманск, хотя официально он отнесен к Арктической зоне РФ, или в Норильск – это уже действительно Арктика. В маленькие поселки также ездят, где изучают, как живут люди.
– Для кого создан проект?
– Мы рассчитывали на молодежь, потому что идея нашего проекта, – заинтересовать Арктикой молодое поколение и показать ее не как место со снегами, белыми мишками, оленями, а как место с коренным населением. Арктика – это ведь на самом деле люди, там живет около 2 млн человек и только 700 тысяч из них коренное население. Остальные – обычные граждане, переезжающие в эти места, и всех их окружают города, окружает инфраструктура. Идея была как раз в том, чтобы показать, что в Арктике можно жить, что там не только на оленях ездят – их вообще уже снегоходами заменили. Против этого стереотипа мы хотели выступить и подготовили материал для учителей, который они могли бы использовать, если будет необходимость на географии, например, рассказать про Арктику. Чтобы рассказывать не про климат ужасный, а про то, что там люди живут даже в таком климате. А о том, как именно они живут, можно узнать с помощью нашего проекта.
– Почему вообще возникла проблема нехватки человеческого капитала и инфраструктуры Арктической зоны?
– Сложно говорить о нехватке населения, традиционная история осваивания Арктики же давно началась, и города с инфраструктурой там постепенно строились. Сейчас по большому счету инфраструктура там примерно в таком же состоянии, как и большинстве европейских городов.
– Кто и каким образом пытается решить эти проблемы?
– Хороший вопрос, в последнее время правительство РФ обратило внимание на регион, что очень очевидно и понятно – в нем очень много ресурсов. Если двигаться от Сибири, где у нас нефть и газ, то следующий район, который мы должны осваивать – Арктика, где всё это тоже есть, просто пока в замёрзшем состоянии.
Фото: Светлана Белякова
|
|