Челси Вуд, специалист по водным и рыбным ресурсам, говорит, что людям не стоит слишком беспокоиться, она и сама продолжает регулярно есть суши. Учитывая, что рыбная отрасль даже не заметила такого увеличения количества паразитических червей, риск заразиться ими всё ещё остается низким. Чего нельзя сказать о морских млекопитающих.
«Не принято считать, что паразиты могут быть причиной снижения популяции морских млекопитающих, – говорит Вуд. – Всё же я надеюсь, что это исследование поможет нам увидеть: паразиты косвенно ограничивают рост популяции морских животных, находящихся под угрозой исчезновения».
Как этот паразит действует на морских млекопитающих – пока неизвестно, но если цифры верны, сейчас китообразные рискуют заразиться анизакиз гораздо чаще, чем полвека назад.
Проанализировав в общей сложности 123 статьи, исследователи выявили удивительное увеличение численности анизакиз за 53 года – с 1962 по 2015 год. В среднем, объясняют они, это означает, что если раньше на каждые 100 «хозяев» приходился 1 червь, то теперь одного червя находят в каждом «хозяине».
«Моя интуиция подсказывает, что это связано с нашими действиями по защите морских млекопитающих, – поделилась Вуд с ScienceAlert. – Временные рамки нашего исследования напрямую совпадают со вступлением в силу целого ряда действительно важных законов о морских млекопитающих, таких как Закон о защите морских млекопитающих в 1972 году и мораторий международной китобойной комиссии на коммерческий китобойный промысел, появившийся в 1980-х годах».
Однако не все паразиты морских млекопитающих увеличиваются в популяциях. Авторы обнаружили, что количество популяции другого похожего паразита Pseudoterranova, заражающего рыб, морских львов и других тюленей, оставалось относительно стабильным в течение того же периода времени.
Вуд говорит, они ожидали, что все будет наоборот, учитывая, как в последние годы разрослось количество тюленей, морских львов и китов. Так что, возможно, анизакиз увеличивается, потому что его жизненный цикл проходит через меньшее количество хозяев. Возможно, это как-то связано с тем, что организмы китообразных и тюленей наиболее комфортны для жизни этого паразита.
Проблема в том, что исследователи пока не знают, естественно ли это для природы. Растущее число морских червей может быть признаком процветания экосистемы, либо же они могут представлять растущую угрозу для уже находящихся под угрозой исчезновения млекопитающих, таких как дельфин Гектора (Cephalorhynchus hectori).
Единственные исследования, доступные для анализа, затрагивают недавнюю историю океана. Но уже к настоящему времени человек успел внести радикальные изменения.
Возникает вопрос: увеличивается ли численность анизакиз в ответ на такие воздействия человека, как рыболовство, загрязнение окружающей среды или изменение климата? Или же она увеличивается благодаря сохранению численности морских млекопитающих, в которых живёт?
Вуд считает, что наиболее правдоподобное объяснение состоит в том, что некоторые морские млекопитающие просто не подвергаются заражению. Количество паразитов увеличивается за счёт более уязвимых особей, которые сильнее подвержены заражению. Но это ещё предстоит исследовать.
«Эта история затрагивает только два существующих вида паразитов среди миллионов. Мы призываем других исследователей отслеживать изменения в разнообразии видов морских паразитов, используя исторические экологические подходы, – пишут авторы научной работы. – Только тогда, получив данные, мы сможем сказать, сталкиваются ли современные океаны с новой растущей болезнью».
В Арктике, где процветает анизакиз, исследователям не хватает долгосрочных данных даже о самых известных паразитах и их заболеваниях. Так как они ничего не знают о передвижениях этих паразитов, они не могут предсказать, как их болезни меняются со временем.
«Мы не успели заметить, как увеличилось количество анизакиза. Хотя в этом случае это никак не влияет на людей, всё же однажды это может случится, – говорит Вуд. – Сейчас людям приходится беспокоиться о других инфекционных заболеваниях, которые представляют большую угрозу. анизакиз не так опасен, сейчас у нас есть более крупная рыба для жарки».
Исследование было
опубликовано в журнале
Global Change Biology.
Фото: washington.edи