Кажется, динозавры обитали и в Арктике

Обнаружение ископаемых останков динозавра-малыша на самом севере планеты заставляет предположить, что некоторые доисторические монстры обитали в этом регионе в позднемеловую эпоху, когда климат там был мягче, но совсем не теплее.
Кажется, динозавры обитали и в Арктике

Энтони Фиорилло – палеонтолог из Южного методистского университета (США). На протяжении двух десятилетий он ищет ископаемые останки динозавров на Аляске, в сотнях миль к северу от Северного полярного круга.

«Эти свирепые хищники были относительно небольшими – от 2 до 3 метров в длину. И да, они бы точно стали героями «Парка юрского периода», – говорит Фиорилло. – Но один из главных вопросов, касающихся динозавров в древней Арктике, – жили ли они здесь постоянно или мигрировали? И как они попали сюда?»

Недавнее открытие ученых проливает свет на эти вопросы.

«Ископаемые останки принадлежали динозавру-малышу, хищнику, но именно малышу, а не подростку. Учитывая его размер, можно предположить, что неподалеку находилось и его гнездовье, а это значит, что как минимум некоторые виды динозавров «гнездились» в Арктике», – уверен Фиорилло.

Одна из первых находок останков динозавров в Арктике была сделана еще в 1960-х годах на архипелаге Шпицберген, к северу от Норвегии. С тех пор ученые считали, что динозавры мигрировали из Арктики, уходя от холодных зим. Однако новое открытие опровергает эту теорию.

«В обществе сложилось мнение, что динозавры жили в тропических и субтропических экосистемах, в болотистых местах. В действительности же климат к северу от хребта Брукса на Аляске 70 миллионов лет назад был похож на климат современных Портленда или Калгари, – говорит Фиорилло. – Да, конечно, здесь были холодные сезоны, но значительно теплее, чем в современной Арктике».

Найденный ископаемый останок – это кусок челюстной кости с зубом, принадлежавший дромеозавру. Фиорилло и его коллеги обнаружили его на берегу реки Колвилл, неподалеку от Северного Ледовитого океана. На сегодняшний день эта кость – первое не зубное доказательство того, что динозавры обитали на Крайнем Севере. Но все еще открытым остается вопрос, как они туда попали и как выживали там? Даже с учетом того, что климат севернее 70-й широты был значительно мягче, динозаврам все равно приходилось приспосабливаться к суровым условиям.

Фото: A. Chiarenza