я могу различать неразличимое
Антон Тальский
Все записи
текст

Исследование летучих мышей поможет лучше понять работу «социального мозга»

Общение с друзьями на вечеринке, доклад на конференции или заключение бизнес-сделки — независимо от типа, все социальные активности требуют решения сложных умственных задач. Наш мозг постоянно анализирует, кто говорит и что говорится, а также наши отношения с говорящим. В новом исследовании учёные сделали первые шаги к пониманию того, как мозг млекопитающих функционирует в сложных групповых взаимодействиях.
Исследование летучих мышей поможет лучше понять работу «социального мозга»
Нейроисследователи из Беркли использовали беспроводные устройства для отслеживания активности мозга. Они закрепили их на летучих мышах вида Rousettus aegyptiacus (Египетская фруктовая летучая мышь) и наблюдали за ними во время их групповых взаимодействий.
Это одно из немногих исследований групповых коммуникаций, ведь до этого учёные в основном изучали парные контакты, чтобы понять, как животные общаются. Однако многие социальные млекопитающие, в том числе люди и летучие мыши, взаимодействуют в группах, и это невозможно игнорировать. Учёные отслеживали, как летучие мыши издают звуки, и что при этом происходит в мозге «говорящих» и слушающих особей.
Как и люди, египетские летучие мыши очень социальные существа. После долгих ночей, проведенных в поисках спелых фруктов, эти ночные животные проводят день в тесных пещерах и расщелинах вместе с сотнями или тысячами других особей. Неудивительно, что исследования показали, что эти летучие мыши обычно издают звуки из-за еды, места для сна и попыток спаривания.
Обычно коммуникации происходят в очень тесных группах, настолько тесных, что учёные не всегда могут понять, какая именно мышь издала звук, ведь эти животные любят сидеть очень тесно друг к другу, поэтому могут невольно закрывать своих соплеменников от камеры или взгляда. Для того, чтобы не перепутать мышей между собой, учёные разработали специальные датчики вибраций для точного определения источника звуков.
Во время экспериментов нескольким летучим мышам позволяли свободно взаимодействовать в затемненном помещении в лаборатории и спонтанно издавать звуки. Звуки, издаваемые разными особями, будут влиять на разные зоны мозга их соплеменников. Вокализация одной летучей мыши будет стимулировать активность одного набора нейронов, а вокализация другой летучей мыши, соответственно, — другой набор нейронов. Эти корреляции были настолько сильными, что после определения того, какие наборы нейронов соответствуют отдельным особям, исследователи смогли определить, какая летучая мышь издавала звук, просто глядя на нейронную активность других летучих мышей, слушающих ее.
В другом эксперименте исследователи использовали инфракрасную камеру, чтобы отслеживать положение летучих мышей, когда они общались в затемненном вольере. Они обнаружили, что хотя большинство летучих мышей предпочитали проводить свое время в тесноте с другими летучими мышами, несколько «менее дружелюбных» летучих мышей отделялись от группы. Когда эти менее дружелюбные летучие мыши издавали звуки, их крики не вызывали ни ответных мозговых колебаний у других летучих мышей, ни звуков-сообщений от более дружелюбных сородичей. Похоже, что поведение летучих мышей вне группы действительно меняет их нейронное представление в мозгу других летучих мышей.
Понимание глубоких нейронных оснований того, почему одни особи (в том числе и люди) могут легко ориентироваться практически в любой социальной ситуации, в то время как другие постоянно подвергаются остракизму или недопониманию, может иметь серьезные последствия для улучшения психического здоровья человека. Учёные надеются, что это исследование вдохновит нейробиологов на более пристальное изучение группового общения среди других социальных млекопитающих.
Фото: Michael Yartsev

Наука

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK