Ископаемые останки диковинного создания с невероятно длинной шеей принадлежали морскому охотнику
Tanystropheus жил в триасовом периоде – около 242 миллионов лет назад, когда Земля все еще приходила в себя после пермского вымирания видов, произошедшего за 10 миллионов лет до этого, и на планете стали появляться первые динозавры. Самой выдающейся чертой древней рептилии была непропорционально длинная шея, которая в три раза превышала длину туловища! Но что самое интересное – за прошедшее столетие ученым попадались ископаемые останки двух типов этой рептилии: крупных особей размером до 6 метров в длину и небольших животных, достигающих всего 1,5 метров в длину.
«Мы долго не знали, были это останки взрослых особей и их детенышей или останки двух разных видов?» – рассказывает Оливье Риппель из Музея естественной истории им. Филда (Чикаго, США).
Чтобы выяснить это, команда Риппеля провела КТ-сканирование черепа большой особи и тщательно изучила отдельные анатомические особенности. Проведенное исследование позволило однозначно сказать, что череп принадлежал морскому животному, поскольку ноздри были расположены в верхней части хобота – такое строение позволяет вдыхать воздух при подъеме к поверхности воды. А с точки зрения биомеханики обладание такой невероятно длинной шеей не имело смысла на суше.
Кроме того, оказалось, что кости более мелкого животного имели многочисленные годичные слои, то есть также принадлежали взрослой особи, а не детенышу. Это значит, что ископаемые останки большой и маленькой особей на самом деле принадлежат двум разным видам. Оба могли существовать в одном и том же ареале, поскольку имели разный рацион – большие особи питались рыбой и головоногими, маленькие, скорее всего, беспозвоночными типа креветок.
«Длинная шея, вероятно, позволяла животному укрываться в засаде, пряча небольшое туловище, и неожиданно выскакивать на добычу», – считает Риппель.
Ископаемые останки Tanystropheus были найдены в Европе, Израиле и Китае, что говорит о том, что вид был широко распространен.
Фото: Emma Finley-JacobНаука
Екатерина Луконина