Гигантские каменные «тигриные полоски», разбросанные по Эфиопии, – одна из загадок древности

Изучение Эфиопского нагорья помогло исследователям не только ответить на ряд геологических вопросов, но и поставило новые, а именно – в результате чего сформировались гигантские каменные полосы в центральной части плато Санетти в горах Бале?

В ходе исследования специалисты изучили морены в горах Бале и Арси – валуны, которые когда-то переносились ледниками. Проанализировав их физическое расположение и измерив степень распада изотопов хлора, они выяснили, что прошедшие оледенения здесь происходили несинхронно с подобными явлениями в других регионах.

«Ледники в южной части Эфиопского нагорья достигли своего максимума в промежутке между 40 000 и 30 000 лет назад, что на несколько тысяч лет раньше, чем в других горных системах Восточной Африки, да и в мире в целом», – комментирует гляциолог Александер Грус из Бернского университета (Швейцария).

И хотя сегодня нагорье свободно ото льда, от 42 000 до 28 000 лет назад – за тысячи лет до последнего периода, когда ледяной щит простирался далеко за пределы полюсов, – оно было покрыто ледником, который занимал площадь минимум в 350 км². Вероятно, столь относительно ранее похолодание было связано с вариациями в характере дождевых осадков и другими особенностями горных систем. Иными словами, температура воздуха была не единственным драйвером движения ледников по Восточной Африке. Эти данные помогут понять, что может происходить при дальнейшем изменении климата и какое влияние это окажет на экосистемы и биоразнообразие.

Что касается массивных каменных полос, сформированных валунами и базальтовыми колоннами, они были обнаружены в ходе исследования за пределами бывшей ледяной шапки. Полосы достигают 1 км в длину, 15 м в ширину и 2 м в глубину, ранее подобные формации не встречались в тропиках.

«Приледниковые рельефы такого размера ранее были известны только для зон с умеренным климатом и полярных регионов, ведь они связаны с температурой у поверхности земли около точки замерзания», – говорит Грус.

Эфиопское нагорье отличается от своих соседей еще и тем, что происходило на нем после последнего ледникового периода: ученые считают, что «тигриные полосы» являются результатом периодического замерзания и таяния земли рядом с ледяной шапкой. Это, вероятно, требовало существенного падения температуры воздуха и земли, и пока неясно, характерно ли это для охлаждения всех тропических высокогорий в тот период или это был исключительно региональный феномен.

Понимание климатических сдвигов в тропиках крайне важно, поскольку именно эти регионы в большинстве своем «управляют» циркуляцией атмосферы и океанов планеты.

Фото: Alexander R. Groos/Digital Globe Foundation