Древняя ископаемая рыба раскрывает эволюционное происхождение человеческой руки

Древняя ископаемая рыба Elpistostege, найденная в Канаде, открыла новое понимание того, как человеческая рука эволюционировала из рыбьих плавников.
Древняя ископаемая рыба раскрывает эволюционное происхождение человеческой руки
Международная группа палеонтологов из Университета Флиндерс и Университета Квебека обнаружила образец рыбы, с помощью которой удалось восстановить недостающую эволюционную связь между переходом рыб в тетрапод. Переход происходил в период позднего девона, когда рыбы начали совершать вылазки в мелководье. Находка была описана в журнале Nature.
Останки ископаемой рыбы, длиной 157 сантиметров, впервые демонстрируют полный скелет (грудной плавник) у рыбы-эльпистостегалии. Ученые обнаружили наличие плечевой кости, лучевой кости и локтевой кости (предплечья), рядов запястья и фаланг, организованных в виде пальцев.

Эволюция рыб в четвероногих, а четвероногих позвоночных, к которым принадлежат и люди, была одним из самых значительных событий для эволюционного пути. Позвоночные, как известно, смогли покинуть воду и завоевать землю.

Чтобы совершить этот переход, одним из наиболее значительных изменений стала эволюция конечностей. Для понимания эволюции от плавника рыбы к конечности четвероногого палеонтологи изучают окаменелости рыб с плавниками и четвероногих из среднего и верхнего девона (393–359 млн. лет назад), известных как «эльпистостегалианцы». К ним относятся известный Tiktaalik из Канады, однако ранее он был обнаружен только по неполным экземпляры.

Соавтор исследования Ричард Клотье говорит, что за последнее десятилетие окаменелости, сообщающие переход рыбы к тетраподам, помогли лучше понять анатомические преобразования, связанные с дыханием, слухом и кормлением, так как среда обитания менялась от воды к суше.
«Происхождение пальцев связано с развитием способности рыбы осуществлять короткие вылазки на сушу. Увеличенное количество мелких костей в плавнике позволяет большему количеству гибких плоскостей распределять свой вес через плавник».
Новая находка носит название Elpistostege. Она была крупнейшим хищником, обитавшим в неглубоких морских и устьевых районах Квебека около 380 миллионов лет назад. У нее были мощные острые клыки, поэтому ученые предполагают, что она могла питаться несколькими крупными вымершими рыбами с плавниками, найденными в тех же отложениях. Elpistostege была первоначально названа по небольшой части черепа, найденной в ископаемых утесах Национального парка Мигуаша, и описана в 1938 году как вид, принадлежащий раннему четвероногому.
Другая часть была найдена и описана в 1985 году, демонстрируя, что это действительно продвинутая рыба с плавниками из лопастей. Замечательный новый полный образец Elpistostege был обнаружен в 2010 году.

Тщательная подготовка нового образца и компьютерная томография окаменелости были проведены в Квебеке в 2010 году. Профессор Клутье работал с Изабель Бешар, чтобы сделать начальную интерпретацию данных сканирования, а Винсент Рой и Роксана Ноэль — для анализа структур позвоночника и плавников.

На фото: a, b, Сравнение анатомии эндоскелета грудной конечности (а) и плечевой кости (б) стебля-четвероногих рыб (Panderichthys, Tiktaalik и Elpistostege) и раннего тетрапода (Tulerpeton). Проксимодисталлоны радиалов обозначены цветовой кодировкой по схеме. Источник: Nature.

На сегодняшний день исследователи опубликовали статью об открытии полного образца рыбы, похожей на четвероногого, которая раскрывает новую информацию об эволюции руки позвоночных, в том числе и человека.
«Это первый случай, когда мы однозначно обнаружили пальцы, запертые в плавнике с лучами плавника у любой известной рыбы. Шарнирные пальцы в плавнике подобны костям пальцев, найденным в руках большинства животных. Это открытие говорит о том, что происхождение пальцев у позвоночных зародилось еще на уровне рыбы», говорит профессор, палеонтолог университета Флиндерса Джон Лонг.
Фото: Complete specimen in dorsal view/Naturе