Диабет у детей влияет на развитие мозга
Почти 8-летнее исследование под руководством специалистов Центра охраны здоровья детей Немура (США) и Медицинской школы Стэнфордского университета сравнивало сканирование мозга детей с диабетом I типа и детей, не имевших этого заболевания, чтобы оценить степень негативного влияния гликемического воздействия на развивающийся мозг.
«Мы обнаружили, что несмотря на улучшенный гликемический контроль, который стал возможен благодаря появлению новых технологий, дети с диабетом I типа имеют повышенный риск когнитивных дисфункций, – говорит Нелли Морас, специалист по клиническим исследованиям Центра Немура. – Полученные данные подтверждают теорию о том, что мозг является «мишенью» для осложнений диабета у детей».
Команда исследователей изучила медицинские данные 144 детей с диабетом I типа и 72 здоровых детей, медианный возраст участников был 7 лет, а средняя продолжительность заболевания – 2,4 года на момент начала исследования. Всем детям проводили МРТ-сканирование мозга и соответствующее возрасту тестирование когнитивных способностей. Также у пациентов с диабетом регулярно измеряли гликированный гемоглобин (HbA1C) и проводили анализ метаболического контроля. В целом каждый участник исследования за 8-летний период наблюдения прошел до 4 процедур МРТ для измерения объема белого и серого вещества мозга.
Результаты исследования показали, что у детей с диабетом I типа в возрастных группах 6, 8, 10 и 12 лет общий объем мозга, общее IQ и вербальное IQ были ниже, чем у детей из контрольной группы. Различия, выявленные на исходном уровне, сохранялись или увеличивались со временем, а объем мозга и познавательные способности снижались по мере роста индекса HbA1C.
«Мы знаем, что диабет I типа может давать осложнения на разные органы, теперь же получены подтверждения того, что колебания уровня глюкозы в крови при этом заболевании могут отрицательно влиять и на развитие мозга у детей», – комментируют авторы исследования.
В дальнейшем ученые планируют выяснить, может ли улучшенный контроль уровня глюкозы обратить вспять наблюдаемые изменения в мозге, а также как эти изменения влияют на обучение и профессиональное развитие в дальнейшем.
Фото: PixabayНаука
Екатерина Луконина