Что делает атмосферу Сатурна такой горячей?

Температура верхних слоев атмосферы газовых гигантов – Сатурна, Юпитера, Урана и Нептуна – равна температуре Земли. Однако причина этого явления долгое время была для ученых загадкой. Как же так происходит, ведь эти планеты находятся намного дальше от Солнца, чем наша?
Что делает атмосферу Сатурна такой горячей?
Объяснить ученым высокую температуру верхних слоев атмосферы Сатурна помогли данные, собранные межпланетной станцией Cassini во время завершающего этапа ее миссии Grand Finale, длившейся с 26 апреля по 15 сентября 2017 года. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Nature Astronomy.
Благодаря этим данным была составлена карта распределения атмосферных температур этой планеты. Именно она помогла исследователям ответить на вопрос, почему атмосфера Сатурна такая горячая.
«Этот набор данных – первый случай, когда мы смогли взглянуть на верхние слои атмосферы от полюса до полюса, а также увидеть, как температура меняется с глубиной», – сказала Зара Браун, ведущий автор исследования.
Оказалось, плотность атмосферы газового гиганта уменьшается с высотой, а разница снижения плотности зависит от температуры. А температурные максимумы располагаются вблизи полюсов Сатурна.
Причиной этого являются электрические токи. Они вызываются взаимодействием солнечного ветра и заряженных частиц от спутников планеты. Токи создают эффект, который очень похож на земные полярные сияния.
Верхние слои атмосферы нагреваются электрическими токами в полярных областях Сатурна. Потом системы ветров распределяют тепловую энергию, накопившуюся у полюсов по всей планете. Поэтому атмосферная температура у экватора в два раза выше температуры, ожидаемой только от солнечного нагрева.
«Результаты исследования важны для общего понимания процессов в верхних слоях атмосфер планет и являются важной составляющей наследия Cassini», – сказал соавтор исследования Томми Коскинен.
Итоги этого исследования атмосферы Сатурна, по мнению ученых, можно распространить и на другие гиганты нашей системы, а именно на Юпитер, Нептун и Уран.
Станция Cassini находилась в космосе почти 20 лет. Свою миссию она завершила в 2017 году в системе Сатурна, сгорев в атмосфере гиганта.