Ученые Пермского Политеха рассказали, кто такие нормисы и откуда они взялись
Понятие «нормис» происходит от английского слова «normie», что переводится как «нормальный, обычный человек». Впервые встречается в этом значении в английском языке в 1950-х годах. За рубежом в интернет-сленге его начали употреблять еще в 2000-х годах, а в русскоязычном интернет-пространстве оно появилось примерно в конце 2010-х.
Термин отражает растущее противопоставление между «обычными» людьми и представителями различных субкультур. Используется обычно для ироничного обозначения обывателя, ведущего конформный (то есть приспособленческий, следующий за большинством) образ жизни. Для такого человека следование традиционным нормам и ценностям — это не вынужденная позиция, а проявление личного выбора. Его не интересуют узкие интернет-тренды, которые быстро приходят и уходят. Вся его жизнь наполнена работой, семьей, друзьями и заботой о собаке, а вечера он проводит за просмотром сериалов.
Отличить нормиса можно по ряду внешних и поведенческих признаков, которые формируют его узнаваемый образ. Прежде всего, это стремление к строгому соответствию неким усредненным социальным стандартам.
— Его одежда, как правило, лишена ярких деталей и заявки на индивидуальность, предпочтение отдается масс-маркету и практичным, не привлекающим излишнего внимания вещам. В общении он стремится избегать конфликтов и находить компромиссы, что проявляется в обращении к общепринятым мнениям, дистанцировании от категоричных позиций и острых дискуссий, во многом способствуя стереотипизации коммуникации. Его жизненные цели обычно сводятся к стабильности и комфорту в рамках традиционной парадигмы: стандартная карьера, семья, потребительские блага, отдых по установленным канонам, — рассказывает Михаил Ермаков, заведующий кафедрой «Фундаментальные и гуманитарные дисциплины» Когалымского филиала ПНИПУ, кандидат социологических наук.
Главная же черта, выдающая нормиса, — это недоверчивое отношение ко всему, что выходит за рамки его привычной картины мира.
— Новые, нестандартные или сложные идеи вызывают у него не интерес, а скорее настороженность или даже отторжение. Его жизненная позиция часто определяется принципом «живи как все» и «будь как все». То есть, это не просто среднестатистический обычный человек, а тот, кто сознательно или бессознательно стремится раствориться в массе, избегает яркой идентичности и, в определенной степени, личной ответственности, находит утешение в предсказуемости и одобрении большинства, — объясняет Юлия Неверова, старший преподаватель кафедры «Социология и политология» ПНИПУ.
Отдельного внимания заслуживает распространение этой философии среди людей старше 35 лет. Ученые объясняют этот феномен «омоложением протеста» в современной культуре.
— Чем раньше современный человек начинает взаимодействовать со средствами массовой коммуникации, тем раньше у него зарождается потребность проявить себя — и тем раньше наступает «усталость» от постоянного самопрезентования. Для многих людей к 35 годам и после нормисность становится намеренным выбором в пользу стабильности, психологического комфорта и сохранения ментального здоровья, что особенно актуально в условиях выгорания и возрастных кризисов, — делится Михаил Ермаков.
На вопрос, появились ли нормисы недавно или существовали всегда, ответ однозначный.
— Здесь не стоит говорить о том, что появились какие-то новые люди или их группы, или философия. Скорее, стоит вести речь о распространении данного термина с вполне конкретным смысловым оттенком (коннотацией). Просто появилось новое обозначение старого явления, — комментирует Юлия Неверова.
Отличается ли современный представитель от своих предшественников в 80–90-х годах? Безусловно, и в первую очередь — своим положением в обществе потребления. Если раньше «обычность» была часто вынужденной позицией в условиях дефицита и ограниченного выбора, то сегодня это одна из многих соревнующихся моделей поведения.
— Такие люди живут в условиях изобилия возможностей для самовыражения, и их выбор в пользу консервативного стиля — это добровольная и твердая позиция. Несмотря на перестановку и переопределение образов «своих» и «чужих», «правильных» и «неправильных», «нормисов» и их оппонентов «альтов», в культуре всегда остается повод для конкуренции, являющейся мощнейшим стимулом, побуждающим человека действовать. Сегодня быть «нормальным» — значит занимать определенную рыночную нишу, что культура и экономика только приветствуют, — отмечает кандидат социологических наук Михаил Ермаков.
Фото: freepik.com
Личность
Машины и Механизмы
Ученые Пермского Политеха объяснили, как избежать преждевременного «старения» батареи в смартфонах и ноутбуках
Механизм успеха: ноябрь 2025