– У нас тема Сингапур. Как некий феномен развития государства, которое не подавало никаких надежд на выживание и чудом осталось независимым. И только благодаря тому, что его возглавил человек думающий, грамотный, с неким долгосрочным государственным мышлением, оно превратилось в процветающую и преуспевающую страну. Я не был в Сингапуре, мне трудно судить, но что-то же тебя зацепило, если ты решила посвятить ему главную тему номера журнала.
– Во-первых, развитие микроэлектроники, биотехнологий, строительство грандиозных сооружений, каких ни у кого нет.
– Ну, разреши с тобой поспорить. На самом деле господа китайцы достаточно неординарные люди. Все самое-самое на сегодняшний день в Китае тоже есть, например самая скоростная дорога между Шанхаем и Пекином. Но Китай не Сингапур.
– В Китае народ бедный, а в Сингапуре все живут хорошо.
– Так тебя что удивляет? То, что они хорошо живут, или то, что жвачку на пол не бросают?
– Ну, жвачка – это спорный момент. Мне больше нравится то, что у сингапурцев высокий уровень жизни, хорошая медицина и образование.
– Нет, жвачка – это важно. И все остальное зависит от того, бросаешь ли ты жвачку на пол или нет. Это культура. И я в сотый раз говорю, что все зависит от нее. Культура определяет все – и экономику, и политику, и хорошую жизнь тоже, как бы глупо и парадоксально это ни выглядело.
Александр Новиков
– Полвека назад сингапурцы были вообще необразованны, жили в антисанитарных условиях, а теперь стали суперкультурными, суперчистюлями, суперобразованными. И всего-то за 47 лет. Почему же мы не можем стать просто культурными за более длительный период, что нам мешает?
– Одна из причин – это то, что на протяжении нескольких столетий главный лозунг в нашей стране почему-то разрушить до основанья, а затем. Была у нас монархия, сложившаяся годами. Так почему же во время революции не перейти на другой строй, взяв лучшее из того, что было, а плохое поменять на прогрессивное? Мы же уничтожили все – культуру, традиции, умных людей повыгоняли, и решили жизнь построить с чистого листа. Мы стали строить новые традиции, новую культуру, новую жизнь, зарабатывать новую экономику. И в принципе, хорошо преуспели в этом. Но начали с нуля, а это всегда тяжело. Например, Англия перешла на демократический путь развития и сохранила монархию, и это важный объединяющий фактор, который придает нации силы. А мы традиции разрушаем. Пришли 90-е годы, и мы опять до основания сломали традиции, которые строили 70 лет. В социализме же были и хорошие вещи, даже некоторые жесткие позиции были правильные. Если бы их не ломали на корню, а трансформировали в новые экономические условия, то в государстве было бы гораздо больше толку. У власти были сильные, незаурядные личности – и Ленин, и Сталин. При всей их неоднозначности, это были сильнейшие люди, которые сложили историю, построили свою культуру с белого листа, и она была неплохая. Если предположить, что культура лежит в основе всего остального, то мы опять разрушили почти всю культуру и начали все заново.
– Ну а куда она делась? Был целый пласт народа, который имел традиции. И что,
за один день все быстро отучились от накопленного годами опыта?
– Ну, не за один день, а за какой-то короткий срок.
– В «Собачьем сердце» профессор Преображенский говорит: «Зачем закрыли парадный вход и стали использовать черный? Зачем убрали ковер из парадной? Кому он там мешал?»
– Булгаков мудро сказал, что разруха начинается не в клозетах, а в головах. Все зависит от того, как человек думает. Самое обидное, что развал этот повторяется. Ну почему не проанализировать и не взять все хорошее, что было? Например, китайцы хитрее нас оказались. Они сейчас разрешили создавать частные предприятия, акционерные общества и т.п., но то, что было создано ранее, осталось государственным. А что у нас? Мы поделили все на паи и растащили. В результате те, кто стоял в нужном месте в нужное время, стали владельцами этого имущества, а те,
кому не повезло, оказались в «арьергарде». Хорошо, если бы только так, но одно дело захватить собственность, а другое – ею управлять, инвестировать в нее, научиться ее развивать. Получилось так, что многие люди, которые к этой собственности вообще отношения не имели (к заводам, фабрикам, нефти и газу), стали владельцами совершенно случайно и не знали, что со всем этим делать. Заводы умерли на десятилетия, остановилась наша промышленность, которая была мощнейшей в мире… Да, мы не умели делать бытовую технику, но подводные лодки, космические корабли и самолеты были лучшие. Энергетика передовая, наше образование было уважаемое и признаваемое в мире. И зачем было все это ломать? Рушить все подряд? И началось это с головы. Какие-то люди решили, что все предыдущее – это пережитки и их надо уничтожить. И сделали это. И где мы сейчас?
– Там… В арьергарде…
– Меня возмущает тот факт, что рушат памятники. Да. Была эпоха, в которой люди поклонялись Ленину, и надо их мнение на тот момент уважать. Нет, пришли самые умные и сказали, что все тогда были дураками – вся нация. Понимаешь? Мы же
откапываем и сохраняем памятники фараонов. Хотя, я думаю, они тоже уничтожили
миллионы людей, но мы душевно их гладим, сдуваем с них пыль, а то, что было недавно, разрушили. А это культура народа, на тот момент существовавшего на данном конкретном месте. Люди, которые ломали это, не понимали, что делают. Поэтому мы сейчас пожинаем плоды. И чем чаще мы будем начинать с чистого листа, тем хуже мы будем жить.
Умение управлять собственностью дает плоды
– Почему бы нам не ввести большие штрафы, как в Сингапуре, за нарушение порядка? Хотя… Кто за этим следить будет? У нас ведь все продается и покупается.
– Да, вот здесь и кроется вторая причина. Мы перетянули коррупцию из Америки, хотя там ее, наверное, меньше, чем у нас. Как растение, на одной почве приживается, а на другой – нет. Главное, чтоб семя занесло. Я абсолютно уверен, что коррупция пришла к нам из капиталистического мира, потому что в основе ее лежит слово ДЕНЬГИ и материальное благосостояние, независимо от способа его получения. Почему это семя прижилось у нас? Потому что оно попало на голый пласт земли, на разруху и отсутствие культуры как таковой. Оно попало на метания людей, которые не знали, о чем думать. И бороться надо не с самой коррупцией, а с причинами ее порождающими. Борьбу с коррупцией в нашей стране можно сравнить с головной болью, когда мы принимаем таблетку анальгина вместо того, чтобы искать причину. Мы принимаем таблетку, и на какое-то время боль проходит, потом еще одну, и еще… А потом на 10 лет раньше умерли, чем могли бы, потому что анальгин сам по себе нанес вред нашему здоровью капелька за капелькой. Так же и с коррупцией: нужно искать первопричину, а она заключается в отсутствии идеологии в нашем государстве и подмене этого понятия словом деньги. Идеология и формирует культурный слой, который не дает разрастаться коррупции. И созданием идеологии нужно заниматься в первую очередь. Для чего мы здесь живем? Кто мы такие? Что мы за нация?
– Возможно ли какие-то шаги уже сделать? Может, использовать жесткие способы управления, как в Сингапуре?
– Для того чтобы народ что-то делал или не делал, существует как минимум два
способа. И опять они упираются в слова, которые я уже говорил – это пресловутая
культура и страх. Страх физического наказания заставит человека выполнять правила, но более сильное воздействие несет культура. Потому что она дает такую же ответственность, как страх, но в некоем нематериальном плане. Условно, ты, когда бросаешь бумажку мимо урны, понимаешь, что не надо ее бросать здесь. Даже если никто не видит, ты все равно чувствуешь ответственность и некий страх… Если он воспитан в человеке и привит с детства, то гораздо мощнее действует на те или иные
помыслы, которые тянут за собой действия. Физический страх тоже уместен, если мы на каком-то этапе не смогли в людях вырастить культурный страх, и тогда жесткие меры вполне допустимы для достижения какой-то цели. Мы сейчас мечемся в разные стороны, и направляет нас только одно – деньги, а это самое губительное для общества. И оно лежит в основе всех наших проблем.
– Все равно народ в стране нищий… Мы любим играть на публику, устроить показуху с размахом… А дома красим исключительно с фасада, Во дворе же только жители разруху видят.
– Я не согласен с тобой. Некоторые нюансы у нас есть, это опять-таки к вопросу традиций и культуры. Есть любимые мною русские поговорки. Так вот одна из них говорит, что хорошо там, где нас нет. Несмотря на то, что у нас много разных проблем, народ русский один из самых сильных и богатых народов в мире. Богатый не с точки зрения материального. Хотя в принципе российский народ живет неплохо. Он достаточно сильный и духовно богатый, а значит, все остальное у него присутствует. Потому что все, к чему мы больше всего стремимся, за деньги не купишь. Не надо замещать это маркой машины, на которой ты ездишь. Другой разговор, что нас гложет зависть, что вон сосед-то получше живет. И именно эта зависть говорит нам, что МЫ плохо живем.
– А старики? Какая же это зависть?
– Да, на данный исторический момент наше государство активно беднеет, и в первую очередь не материальными запасами, а духовно богатыми людьми. Если раньше все общались, дети гуляли во дворе, и мне из школы можно было прийти в любую квартиру, и меня накормили бы, помогли бы сделать уроки, то сейчас ничего подобного нет. Мы как нация потихоньку умираем, потому что смотрим на Запад и думаем, что американские деньги нас сделают счастливыми.
А мы самая счастливая нация! Моя знакомая недавно приехала из Кореи. Я спросил
у нее: «Как корейцы относились к вам, русским?» Она говорит: «Ну, по-разному. Но говорят, что русские не такие, как все, у русских «самое большое сердце». Вот корень
благосостояния всего русского народа – большое сердце. Та духовность и та сила,
которая у него есть и всегда была! И все традиции – русская водка, застолье, гостеприимство – мы пытаемся поменять на какие-то мнимые материальные блага. А на самом деле мы замыкаемся в квартирах, за большими заборами и железными дверьми. Мы отгородились от всего мира. Ты вот говоришь, что в Сингапуре диктатура…
– Вообще-то это демократическое государство, но культ личности Ли Куан Ю есть.
Четкая цензура, которая отслеживает оппозицию, СМИ и все остальное. На улицах везде камеры…
– Какое отношение это имеет к диктатуре?
– Ну как? Высказаться против президента нельзя.
– На самом деле мы не знаем, так это или нет. Может, против него никто и выступать-то не собирается. Если он на какой-то момент пресекает всякую оппозицию, может,
он правильно делает. Зачем вносить смуту?
– Но с другой стороны, нет свободы, человек не может выбирать.
– Нет, секундочку. Что значит – человек не может выбирать?
– В Америке могут против президента с плакатами пойти, у них это в конституции записано, а в Сингапуре нет.
– Может быть, это не всегда хорошо. Ведь ситуация в Сингапуре не такая, как, например, в Ливии, где полковник Каддафи был жестким диктатором, приносил кучу неприятностей своему народу, имел целью личное обогащение за счет остальных и подавлял всякое инакомыслие в свою сторону. А если человек пресекает незаконные методы при демократическом развитии государства, направленном на улучшение жизни народа?.. Анархия и демократия имеют очень тонкую грань. И если кто-то спекулирует этим, то это как раз ведет к анархии. Если ты живешь нормальной жизнью, то чего тебе бояться? Жизнь меняется, и скоро видеокамеры будут стоять везде, это неизбежный процесс. Но если мы его заранее боимся, значит, мы себя боимся. Что плохого сделал Ли Куан Ю? У каждого народа есть свои обычаи, есть свои правила игры, и если они не противоречат каким-то общим нормам жизни, которые дают обществу развиваться, тогда это нормально. Судя по Сингапуру, это только помогает, значит это неплохо.
Не многие смогут найти Сингапур на карте
– Кто-то про него сказал, что он сделал компьютерное государство, где управляет людьми, как куклами.
– Тот, кто это сказал, мало работает и общается с людьми. Люди – это самый сложный предмет работы, который есть на земле. Можно научиться работать на компьютере, ездить на машине, плавать на подводной лодке, но научиться управлять людьми сложнее всего. Насильно мил не будешь, возвращаясь к русским поговоркам. Работа эта связана с идеологией и уважением к тому человеку, который ее делает. Если люди ценят его мнение, уважают его позицию и понимают его идеологию, то они сделают все, и даже не надо уговаривать. Компьютерами и камерами людей не напугать, это не тюрьма. Я сильно сомневаюсь, что кто-то из Сингапура рвется переехать в Малайзию. Значит, камеры здесь ни при чем. Да, люди живут по правилам. Да, нельзя бросать жвачку. И это важная веха в развитии Сингапура, потому что говорит об идеологическом и духовном состоянии самой страны.
Почему в Сингапуре такая ситуация произошла? Ли Куан Ю, который пришел к власти, имел государственное мышление, и цель его была не в личном обогащении, а в том, чтобы развить государство, из чего-то сделать движение вперед. А в нашей стране у людей, которые причастны к управлению государством, личное обогащение стоит на первом месте. К сожалению, ничего сделать нельзя. Наша страна огромна, с запасами всего-всего. В принципе, с умным, образованным народом. С очень старой культурой и традициями, которые по крупицам, сами по себе, без поддержки государства просачиваются из глубины веков…
Но я уверен, что придут какие-то люди и повернут время на круги своя. Исходить
нужно из лечения нашей государственности. Хотя бы из исполнения тех законов, которые на сегодняшний день существуют. Главное – заложить в голову, что мы живем в этом государстве и должны его беречь. Нужно создать его идеологию. И если она появится у людей хотя бы на секундочку, то все вопросы решаемы.