Если вдруг вы не знаете, что такое Twitter, загляните на страницу _. Здесь мы на этом останавливаться не будем. А вот что такое TwiJournal, стоит рассказать подробнее. В основе содержания ресурса – результаты автоматического анализа русскоязычного Twitter’а. Раз в 15 минут (а ночью раз в три часа) программа-робот проходит по списку наиболее популярных микроблогов (и тех, кто значится в их списках друзей) и собирает в базу все их сообщения. Затем фильтрует информацию, разделяя фотографии, видео, популярные «твиты» и ссылки на внешние ресурсы, и проверяет, как часто каждый объект упоминался во всем русскоязычном Twitter’е. В итоге на главной странице сайта появляется «повестка дня» (самые обсуждаемые новости со ссылками на источник), рейтинги «твитов», картинок, видео, самих пользователей и т.д. Все это приправлено редакционными материалами: новостями соцсетей, интервью с широко известными в относительно узких «интернетовских» кругах персонами… Но это уже детали.
Никита Лихачев - главный тролль и хипстер в The Twi Journal (@tjournalru)
Если вдруг вы не знаете, что такое Twitter, загляните на страницу _. Здесь мы на этом останавливаться не будем. А вот что такое TwiJournal, стоит рассказать подробнее. В основе содержания ресурса – результаты автоматического анализа русскоязычного Twitter’а. Раз в 15 минут (а ночью раз в три часа) программа-робот проходит по списку наиболее популярных микроблогов (и тех, кто значится в их списках друзей) и собирает в базу все их сообщения. Затем фильтрует информацию, разделяя фотографии, видео, популярные «твиты» и ссылки на внешние ресурсы, и проверяет, как часто каждый объект упоминался во всем русскоязычном Twitter’е. В итоге на главной странице сайта появляется «повестка дня» (самые обсуждаемые новости со ссылками на источник), рейтинги «твитов», картинок, видео, самих пользователей и т.д. Все это приправлено редакционными материалами: новостями соцсетей, интервью с широко известными в относительно узких «интернетовских» кругах персонами… Но это уже детали.
Важнее другое. Проект был запущен в июле 2011 года. А уже в декабре получил на свое развитие грант в 25 000 долларов от создателя «ВКонтакте» Павла Дурова. Тот, кто проспал бархатную интернет-революцию, удивится: «За какие такие заслуги? Зачем вообще нужен сайт про сайт?» Об этом – из первых уст:
Cловарь
Робот или бот – программа, выполняющая автоматически или по заданному расписанию какие-либо действия через те же интерфейсы, что и обычный пользователь. Обычно боты предназначаются для максимально быстрого выполнения однообразной работы.
Твит – сообщение в микроблоге Twitter; ретвит – вторичное сообщение, копия.
Фоловить (от англ. follow – следовать) – подписаться на новости микроблога, следить за его обновлением.
Ньюсмейкер (от англ. news – новости, make – делать, создавать) – человек, деятельность которого предполагает публичность и вызывает устойчивый интерес средств массовой информации.
Контент (англ. content – содержание) – содержание, информационное наполнение.
Агрегатор (от лат. аggregatio – накопление) – тот, кто собирает, группирует объекты.
Баян (слэнг) – старая, всем известная история.
Стартап (англ. start-up – запускать) – молодая компания или проект.
Тэг (англ. tag – ярлык, этикетка, бирка) – ключевое слово, применяющееся как идентификатор для категоризации, описания, поиска данных.
Знать своих героев
Олег Тиньков – российский предприниматель, основатель бренда «Тинькофф». Константин Рыков – российский интернет- и медиапродюсер, основатель ряда сетевых СМИ, бывший депутат Государственной Думы.
Сергей Минаев – бизнесмен, публицист, автор нашумевшего романа «Духless».
Илья Яшин – политический и оппозиционный деятель, член бюро федерального политсовета движения «Солидарность».
Оккупайабай – тэг для поиска информации о лагере оппозионеров, первоначально развернутом у памятника казахскому поэту Абаю Кунанбаеву на Чистых прудах в Москве.
Алексей Навальный – российский юрист, политический и общественный деятель, автор одного из самых рейтинговых блогов в «Живом журнале». Известен своей борьбой с коррупцией в России. Создатель и руководитель антикоррупционного проекта «РосПил».
Кристина Потупчик – пресс-секретарь прокремлевского молодежного движения «Наши».
– Никита, судя по определению, которое ты даешь TwiJournal, ты относишь его к разряду СМИ?
– Да, но в принципе это то, что стоит в некотором роде над медиа, над социальными сетями. Сам автоматический анализатор, который формирует повестку дня на TwiJournal – это не СМИ. Он же не пишет сам контент, он его обрабатывает и выдает в соответствии с тем, что пользуется популярностью у пользователей, а не тем, что считает важным редакция. Ручная модерация контента в повестке дня отсутствует. Если смотреть на TwiJournal шире, как на проект, в который я пишу, в том числе, и авторские материалы, то да, это СМИ.
– Как родилась идея проекта? Долго ли она зрела? Или ты сидел как-то в Twitter’е и решил, что было бы здорово, если бы кто-то уже собрал все самое интересное в одном месте?
– (После паузы.) В принципе… да, как ты сказала. Я сижу в Twitter’е довольно давно, начиная с 2008 года. И если в моем окружении люди читали в среднем человек сто, я читал… человек четыреста. В общем, намного больше, чем читают обычно. Поэтому мне казалось, что я понимаю гораздо лучше, что происходит в Twitter’е в целом. Хотя самые популярные темы не проходят мимо людей, если те «фоловят» кого-то из главных ньюсмейкеров, но часто они доходят до большей части пользователей только через какие-то агрегаторы. Условно, кто-то запостил классную шутку, она становится известной определенному человеку только через несколько дней, когда дойдет до какого-то агрегатора, он ее «откопипастит», и потом ее «ретвитнут» все. Получается, когда она до человека доходит, то уже становится, что называется, «баяном». На TwiJournal этот контент попадет гораздо быстрее.
Вторая идея заключалась в том, чтобы понять, как много людей вообще сидит в российском Twitter’е, что становится основными темами дня, и насколько они соотносятся с тем, что генерируют новостные сайты, например. Мы с друзьями написали такого робота, который стал обходить базу пользователей и выдавать наиболее обсуждаемые ссылки. Потом поняли, что можно этот контент публиковать. Так получился автоматический агрегатор контента, который находится в основе TwiJournal.
– Почему вообще в качестве объекта анализа был выбран именно сервис микроблогов? Можно ли сказать, что Twitter в Рунете сейчас находится на пике популярности и постепенно перетягивает аудиторию других социальных сетей?
– Когда мы начинали делать сайт, у нас были практически одни и те же ньюсмейкеры: Тиньков, Рыков, Минаев… Сейчас ньюсмейкеров стало значительно больше: пришла Собчак, пришел Яшин, пришли куча политиков, Медведев постоянно «жжет» – есть что обсуждать. Гораздо больше информационных поводов в Twitter’е появилось после протестной волны, после декабря. Аудитория Twitter’а постоянно растет. Но сказать, что он перетягивает пользователей, наверное, нельзя. Просто есть тренд. В Twitter’е появляются крутые ньюсмейкеры, его начинают активно пиарить на ТВ. И люди чувствуют, что это модно – быть там. Но они идут туда не потому, что им не нравится ЖЖ (LiveJournal.com – прим. ред.) или «ВКонтакте» – старые площадки. Поэтому, появляясь в Twitter’е, они оттуда не уходят.
– Как думаешь, почему грант от создателя «ВКонтакте» достался вашему проекту?
– Я подавал заявку на грант осенью, где-то в октябре, когда TwiJournal уже работал. В этом была фишка. Когда мы выиграли грант, мне стали писать куча людей, спрашивали, как нужно заполнить заявку, чтоб тебе дали грант. Мол, есть у меня идея отличная... Они не понимали, что такие гранты даются не просто идеям, а скорее уже готовым проектам, просто потому что те уже доказали, что не потратят деньги на какую-нибудь ерунду.
А описывая проект, я делал акцент именно на автоматический анализ. Думаю, что и Дурову была наиболее интересна именно автоматическая составляющая. Как работает робот? Почему это важно? Почему автоматический анализ более интересен пользователям, чем какой-нибудь контентный сайт? Во что это может развиться?
– В Сети можно встретить множество проектов-недоделок, на главной странице которых их создатели распинаются о том, как у них все будет круто и интересно, а дальше – многозначительная пустота. Ваш же проект развернулся достаточно быстро…
– Два-три месяца. Мы начали примерно в апреле – мае 2011 года и запустили сайт в конце июля. За это время была «нарисована» главная и приведены в нормальное состояние и робот, и топ «твитов», и сделаны разделы от редакции.
– А где взяли начальный капитал? И, кстати, много ли его понадобилось?
– Изначально мы делали все на свои деньги. Арендовали сервер и на нем запустились. Ну какие там затраты? Купить домен, сервак снять в аренду… Не очень много.
– Сколько человек занималось технической частью, в том числе созданием робота?
– Этим занимались всего двое моих друзей.
– Они сейчас принимают участие в развитии проекта?
– Да, конечно. Мы команда и вместе его развиваем.
– Ходят слухи, что вы собираетесь охватить и англоязычный сегмент Twitter’а…
– Да, мы собираемся сделать такой же анализатор и адаптировать его под США. Сейчас проблема состоит в том, чтобы найти модератора. Нужен человек, который будет жить по часовым поясам Штатов, который хорошо владел бы английским языком и спецификой американских медиа: кто ньюсмейкеры, что популярно, что нет. Найти его не так просто, как кажется.
– Насколько я понимаю, сегодня успешные интернет-проекты с нуля делаются по большей части энтузиастами, которые буквально по воле случая встретились друг с другом, и как такового рынка труда в этой сфере не существует?
– Существует-существует. Есть много бизнес-инкубаторов, даже в Питере, не говоря уже о Москве, где тусуются люди, которые делают интернет-стартапы. Там можно искать единомышленников, инвесторов, создавать команды.
– Но на HeadHunter’е ведь вакансию бесполезно размещать?
– Конечно, бесполезно. Зачем? Если ты создаешь интернет-проект, значит, ты вышел из определенной тусовки. Среди моих знакомых большинство работает либо в интернет-компаниях, либо в соответствующих отделах, либо делает что-то свое в этой области. Всегда можно найти команду. А человеку, не имеющему отношения к интернет-технологиям, вряд ли даже в голову придет запускать какой-то проект.
– Из кого же состоит эта тусовка, в которой можно встретить людей для реализации успешного проекта?
– Из профессиональных менеджеров. Плюс, естественно, ребята, которые имеют технические специальности. Без технарей невозможно сделать технологический стартап. Но связующим звеном часто выступает человек, который понимает, какую бизнес-модель надо реализовать, что «выстрелит», а что нет.
– Что в целом надо знать и уметь, чтобы запустить успешный проект в Интернете?
– Не знаю… Не обязательно быть программистом или журналистом… Я думаю, что скорее нужно быть предпринимателем. Вряд ли тебе помогут специальные знания, например, по микроэкономике или программированию. Скорее надо понимать, как устроен рынок медиа, кто сегодня является потребителем контента, как устроены социальные сети, какой контент в них появляется, и как он становится популярным. Нужно быть активным пользователем, прежде всего. Когда ты начинаешь в какой-то сервис активно вникать, ты сталкиваешься с тем, что чего-то тебе недостает. И тогда ты либо ищешь ему альтернативу, либо делаешь что-то сам. Если у тебя сломалась машина, ты ее чинишь. Так же и с интернет-сервисами. Когда мы почувствовали, что в Twitter’е нам чего-то не хватает, мы заполнили это пробел сами.
– Каким ты видишь будущее своего проекта, если Twitter вдруг потеряет популярность?
– Ну, это произойдет не одномоментно. Знаешь анекдот? «В природе ничто не исчезает бесследно. Так что если из России исчезнет вся водка, то там, где эта водка появится, и будет новая Россия». Так и здесь. Если пользователи уйдут из Twitter’а, они где-то появятся, где-то в другом месте будут генерировать контент. Значит, и мы будем анализировать что-то другое. В Twitter’е нет ничего сакрального. Просто мне он больше нравится, потому что там информация появляется быстрее всего, и он очень гибок в плане интеграции с другими сервисами. Например, он одним из первых позволил пользователям логиниться на некоторых сайтах при помощи учетной записи в Twitter’е.
Хотя сейчас, когда пошла информационная волна с протестами, в нем появилось много ботов, всякого мусора. И проплаченные «твиты» стали появляться. Пока спам очень плохо фильтруют. В поиске по популярным тэгам, вроде «оккупайабай», 90 процентов – спам. Обычному пользователю стало сложнее ориентироваться, но мы ему в этом помогаем.
– Получается, это отчасти вам на руку? Чем сложнее пользователю разобраться непосредственно в Twitter’е, тем востребованнее ресурсы вроде вашего.
– С одной стороны, да. С другой – паразитировать на каких-то огрехах социальных сетей – это не очень благородное дело. Если бы Twitter решил свои проблемы, я как пользователь был бы только рад. Как создатель TwiJournal тоже: чем больше пользователей у Twitter’а, чем больше хорошего контента, тем интереснее будет, тем проще всем жить. Twitter сейчас запустил рассылки с самыми популярными «твитами» и историями за неделю. С одной стороны, это удар по нам. С другой – это же круто! Это значит, что мы движемся в верном направлении.
– Выходит, социальные сети сегодня создали какую-то отдельную виртуальную реальность, через которую за сутки проходят такие объемы информации, что если человек хочет быть «в теме», то он уже не может обойтись своими силами. Ему становятся необходимы люди, которые бы глубже него в этом разбирались, и специализированные ресурсы, и отдельные СМИ…
– Да-да-да. Ты абсолютно правильно понимаешь тенденцию. Собственно, именно по такой причине и возник TwiJournal. Сейчас это осознают и обычные СМИ. Журналисты сами уже понимают, что соцсети генерируют инфоповоды, которые нельзя пропустить, но в большинстве своем пока обсуждают их так, как будто это произошло на улице где-то или на каком-то мероприятии. Ну, а мы это уже обсуждаем как некую отдельную вселенную, в которой происходят свои внутренние конфликты.
– А ты не думал о том, чтобы зарегистрировать TwiJournal в качестве СМИ? Ты ведь сам его так называешь.
– Я никогда не сталкивался с тем, что мне это было необходимо. Поскольку мы не занимаемся журналистской деятельностью в традиционном понимании, то и не придерживаемся особо журналистского этикета. Регистрация TwiJournal в качестве СМИ скорее повлечет за собой возникновение дополнительной ответственности, и первый же наш промах приведет к тому, что лицензию о регистрации СМИ отзовут. Пока мне никто ничего не предъявлял, я не буду этим заниматься.
– Были случаи, когда претензии к ресурсу возникали у людей, упомянутых в материалах?
– Были неодобрительные высказывания. Еще была история с тем, что материал про Навального, опубликованный мной, целиком перепечатала Потупчик у себя в блоге. После этого нас стали считать «нашистами». А это еще был то ли ноябрь, то ли октябрь, и предвыборная пора…
Но вообще я стараюсь максимально нейтрально все описывать: побольше фактов, поменьше мнений.
– Если юридические претензии к проекту все же возникнут (в суд ведь могут подать за всякий пустяк, многочисленные истории в ЖЖ тому подтверждение), какова будет твоя позиция? Вы – СМИ или технари, просто транслирующие чужой контент?
– Я думаю, какую бы позицию я ни занял, на исход дела это никак не повлияет. Дополнительно кому-то разъяснять, что вот так принято в Интернете, а вот так у нас работает сервис, я не собираюсь. Если кто-то обнаружит, что что-то из написанного редакцией неправда, я это спокойно уберу – я могу признать, что где-то неправ. А посадить за решетку у нас могут и за запись в личном блоге под «замком». И никого не будет волновать – СМИ это или не СМИ. Сейчас на Баррикадной «винтят» людей за то, что они незаконно сидят на газонах. Полный бред. Но такая у нас судебная система. Был бы человек, статья найдется. Я ничем не отличаюсь от остальных людей. Но я никого не боюсь.