Что посеешь, то и пожнешь
Вот, например, в Индии есть Молай – уже больше сорока лет он спасает свою страну. Но не от инопланетян, жутких монстров и хитрых злодеев, а от природной катастрофы.
Когда Молаю было 15 лет, недалеко от его деревни в Индии произошло наводнение. Вода образовала отмели, изменила ландшафт местности и вымыла сотни змей, вынужденных умирать на бесплодной суше. Увиденное полностью изменило жизнь подростка, и он решил вручную возвести лес в этих местах.
Сейчас ему 58 лет, и он действительно выполнил данное самому себе обещание. Сначала Молай обратился за помощью в местное лесное управление, где весьма скептически отнеслись к его инициативе, однако старейшины выдали подростку 20 саженцев, которые он сразу посадил. В это же время, всего в нескольких километрах от его дома, запустили программу по высадке леса. Услышав о таком проекте, Молай бросил школу и отправился сажать деревья. В течение пяти лет индиец непрерывно участвовал в программе, а когда та завершилась, продолжил работать в одиночку. К 2016 году размер произвольно созданного леса превысил 560 га. Его назвали в честь главного героя – «Лес Молая».
В лесу Молая обитают бенгальские тигры, индийские носороги, обезьяны, десятки оленей, птицы, кролики и каждый год в лес приходит стадо слонов. Сам же Молай живет в своем лесу в простой хижине с женой и тремя детьми, зарабатывая на жизнь продажей молока от коров и буйволиц.
Иногда людьми руководит просто любовь к дереву. Такая сильная, что они готовы высадить тысячи этих деревьев. Так случилось в жизни Ивана Санжарова – 67-летнего пенсионера, который создал в Калининградской области огромный кедровый эко-питомник. Санжаров родился на Сахалине и еще там мечтал об «окедровывании» всей страны, но из-за бюрократических помех на родном острове ему не удалось воплотить мечту. Тогда он просто начал писать письма в администрации всех регионов РФ с просьбой выделить ему землю. Откликнулся только Калининград, выдав Санжарову гектар земли на заброшенном поле. Теперь там растут тысячи маленьких «кедрят», построены теплицы для проращивания орехов и разбиты зеленые «плантации».
Иван Санжаров и его будущие кедры, severreal.org
Помимо кедров, в импровизированных лесах Санжарова растут каштаны и дубы. А сам он пытается усовершенствовать технологию выращивания кедров, которую придумал еще на Дальнем Востоке. Чтобы орех, посаженный в землю, превратился в дерево, должно пройти примерно три года. Но Санжаров нашел способ ускорить процесс – проращивать кедры в теплице в форме пирамиды.
Из личного архива Ивана Санжарова
Еще одна серьезная проблема – опустынивание земель. Особенно остро она стоит в странах Азии – из-за пастбищ и сельского хозяйства почва беднеет, а суховеи только ухудшают ситуацию.
На город Джаркургана в Узбекистане, где он живет Номоз Джумаев, наступает пустыня, его постоянно атакуют ветра и пыльные бури, а жители вынуждены плотно закрывать все двери и окна, чтобы песок не проник в их дома. Но Джумаев пошел другим путем - вместо того, чтобы прятаться от жестокого климата, он решил помочь земле снова стать плодородной и полной растений. Для этого с 2010 по 2013 год он вручную высадил в пустыне рядом со своей махаллёй (городским кварталом) 15 тыс. саженцев растения саксаула. Номозу помогали семья и добровольцы – общими усилиями всего за несколько лет им удалось превратить безжизненные пески в лес площадью 50 га.
В следующие несколько лет Номоз посадил больше 10 тыс. саженцев. К 2018 году они обогнали по росту человека, а вокруг них появились трава и кустарники. В новом лесу нашли себе место грызуны и рептилии.
Все эти истории объединяют две вещи. Первая – природа начала скудеть из-за потребительского отношения человека к ней и излишней траты ее ресурсов. А второе – благодаря людям она снова зацвела. В конце басен и притч всегда есть мораль, и здесь она так и просится: нам нужно бережнее относиться к природе, лесам и рекам, чтобы никому потом не приходилось восстанавливать их в одиночку.
Личность
Илья Склюев