В ответе за выбор пищи выступает не только мозг, но и кишечник и печень
Ранее считалось, что в тот момент, когда человек кладет в рот пищу, мозг сразу решает, подходит ли его организму та или иная еда. Но оказалось, что многие решения о том, какие продукты употреблять в будущем, а какие нет, мозг принимает позже. Это происходит тогда, когда пища уже в кишечнике.
Ученые изучали ПП у мышей, и в результате выяснилось, что мозг получает сигналы постпищеварительных процессов, которые происходят тогда, когда еда уже прошла кишечник.
«Рот является первым контрольным пунктом, где принимается решение о том, следует принимать или отклонять пищу, – говорит руководитель исследования Альбино Оливейра-Майа, глава отделения нейропсихиатрии Центра Шампалимо в Лиссабоне. – Оказавшись внутри, пища распадается на питательные вещества, и начинается постпищеварительная фаза. На этом этапе наступает очередь пищеварительной системы «попробовать» пищу и поговорить с мозгом».Ученые разделили пищеварительные процессы на два типа. Первый касается настоящего – насколько питательна пища и сколько ее нужно потреблять. Второй – процесс обучения. Он определяет, как организм должен реагировать на ту же пищу в будущем.
И животные, и люди предпочитают более питательную пищу. К этому приводит как раз постпищеварительное обучение. Определить, какая пища более питательна, и выбирать ее в будущем – это в интересах организма.
Оливейра-Майа с командой разработали специальный тест, чтобы выяснить, могут ли эти же постпищеварительные сигналы быть вовлечены в другие виды обучения, которые в итоге приведут животное к поиску определенных продуктов. Тест заключается в нажатии животными на рычаги, с целью получить прямой впрыск пищи в живот. Таким образом было устранено влияние вкуса еды на ПП грызунов.
«В эксперименте мы сделали два рычага: один запускал инъекцию высококалорийной пищи, другой – низкокалорийной. Мы позволили животным свободно выбирать между двумя рычагами и наблюдали», – объясняет Ана Фернандес, первый автор исследования.Со временем грызуны сосредоточились на «высококалорийном» рычаге. Далее ученые определили физиологический механизм возникновения постпищеварительных сигналов в мозг.
«Чтобы ответить на этот вопрос, мы сфокусировались на блуждающем нерве. Этот длинный нерв, который формирует двунаправленные связи между мозгом и множеством внутренних органов», – Оливейра-Майа.
Большинство исследований взаимосвязи этого блуждающего нерва и ПП сосредоточено на связях с кишечником. Однако выяснилось, что в данном случае, помимо кишечника, у мышей была задействована еще одна ветвь длинного нерва, несущая информацию из печени.
Для проверки гипотезы была перерезана ветвь нерва, связанная с печенью, и грызуны перестали ориентироваться в питательной ценности продуктов.
«Различные части кишечника могут иметь неполную информацию о питательной ценности потребляемой пищи. С другой стороны, печень метаболически фильтрует кровь, поступающую из большей части кишечника. Это означает, что она имеет хорошие возможности для функционирования как общий метаболический сенсор», – объясняет Фернандес.
Также удалось доказать, что в мозге за процесс пищевого обучения отвечают дофамины (молекулы, которые участвуют во многих других когнитивных процессах).
Фото: Pixabay.coм
Коротко
Виктория Фальковская
-
Ну и зачем моей печени столько конфет?!
-
Ну вот тут: "На этом этапе наступает очередь пищеварительной системы «попробовать» пищу и поговорить с мозгом»": и мозг отвечает, мол, ты как хочешь, печень, но мне нужна глюкоза!
-
А обязательно глюкозу получать из конфет?! Может, бананы поедим и успокоимся?
-
Судя по всему, успокоиться будет не просто. А почему - об этом можно прочитать в номере ММ про сахар (ММ №3 (174) 2020)
-
-
-