О чем говорит «Оскар»?
Кто же этот «кто-то» и чем он руководствуется в своем выборе, если нашему вниманию предлагаются чаще всего не шедевры кинематографического искусства, а голливудский ширпотреб? Требования современной киноиндустрии вполне понятны: лента должна наполнять кассу. Для этого, как показывает многолетний опыт, фильм следует «заточить» под прокат: на главные роли отобрать звезд, привлечь к работе именитых режиссеров и сценаристов, использовать необычные спецэффекты, а также организовать широкую рекламную кампанию. В идеале, картине бы еще и получить какую-нибудь престижную кинонаграду. Но почему-то «кассовое» не слишком ценится в мире знатоков кино…
Венецианский международный кинофестиваль (Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica), а в народе «Мостра», например, настолько открыто противопоставляет свои ценности идеалам Голливуда, что, если верить критикам, традиционный для большинства американских фильмов хеппи-энд воспринимается здесь как богохульство. А по негласному обычаю каждый обладатель награды итальянского кинофестиваля язвительно включает в свою приветственную речь к собравшимся какую-нибудь гадость в адрес «фабрики грез».
Таким образом, Венеция, именуемая гранд-дамой фестивального движения благодаря старейшему на планете киносмотру, впервые проведенному в 1932 году по личной инициативе Муссолини, сегодня превратилась в настоящую отдушину для всех ненавистников Голливуда. При таком раскладе будет излишним объяснять, что деятели искусства, «засветившиеся» в американской киноимперии, становятся во Дворце кино на острове Лидо, где традиционно проходит «Мостра», практически персонами нон-грата.
Семь или девять членов международного жюри «Мостры», маститые служители разных муз, посовещавшись, выбирают лучший фильм фестиваля и награждают его крылатым «Золотым львом». «Серебряного льва», тоже с крыльями, получает лучший режиссер, а лучшим актерам и актрисам вручается Кубок Вольпи (Coppa Volpi), одного из основателей фестиваля. Особые достоинства фильма, например, операторскую работу, жюри вправе отметить призом «Озелла» (Osella, от итальянского uccello – птица), получившим название от старинной монеты венецианских дожей. (Интересно, что достоинства, которым будет посвящена эта номинация, определяются индивидуально для каждого фестиваля.) Подающая надежды молодежь вправе рассчитывать на приз Марчелло Мастроянни, а любой из участников киносмотра – режиссер или актер – может получить специальную награду за вклад в киноискусство.
Для конкурсной программы директор фестиваля вместе с экспертами специальной комиссии и иностранными консультантами отбирают не более 20 фильмов, которые до них еще никто не видел. Названия фильмов-конкурсантов держатся в строжайшем секрете до официального объявления, и, как нетрудно догадаться, в этом списке не встретишь ничего с пометкой «сделано в Голливуде». Голливудские продюсеры не пытаются бороться за награды на подобных кинофорумах из коммерческих соображений. Ведь участие может завершиться не только победой, но и поражением, сопровождающимся шквалом критики. А раскрутить в прокате провалившийся фильм будет практически невозможно.
По тем же причинам голливудские картины не часто встретишь в Каннах. Свой международный кинофестиваль (Festival International du Film de Cannes) французы когда-то организовали в пику немцам и итальянцам. Накануне Второй мировой, в 1938 году, главными победителями «Мостры» стали «Олимпия» немки Лени Рифеншталь (Leni Riefenstahl) и «Пилот Лучано Серра» – фильм, который снял сын Муссолини. Французский министр по вопросам образования Жан Зэй (Jean Zay) усмотрел тогда в решении жюри явную политическую ангажированность и предложил провести другой, независимый фестиваль. Почетным председателем жюри был назначен изобретатель кинематографа Луи Люмьер (Louis Lumière), а в программу вошли фильмы будущих военных союзников – американский «Волшебник страны Оз» и советский «Ленин в 1918 году». Правда, открытию первого фестиваля в Каннах помешала начавшаяся в Европе война, мечты о нем воплотились в жизнь лишь в 1946 году.
Впоследствии из светского мероприятия фестиваль постепенно превратился в мировое кинособытие высочайшего уровня. Его главная награда «Золотая пальмовая ветвь» (Palme d’Or) стала самой престижной премией в области искусства кино. Изначально трофей назывался просто Гран-при и представлял собой произведение модного современного мастера, при этом каждый год приз менял свой облик. Лишь в 1955 году благодаря стараниям ювелира Люсьена Лазона он обрел «растительные» очертания. Правда, в период с 1964 по 1974 год из-за проблем с авторским правом организаторы фестиваля были вынуждены вернуться к вручению Гран-при в качестве главной награды. Свой современный дизайн важнейший мировой кинотрофей получил в 1997 году: пальмовая ветвь, выполненная из 24-каратного золота, помещается в футляр из синего сафьяна вместе с сияющим ограненным кристаллом.
Среди мэтров мирового синематографа всего шесть получили главный Каннский приз дважды: Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola) (1974 и 1979), Сехэй Имамура (Shohei Imamura) (1983 и 1997), Эмир Кустурица (Emir Kusturica) (1985 и 1995), Билле Аугуст (Bille August) (1988 и 1992), братья Жан-Пьер и Люк Дарденн (Jean-Pierre, Luc Dardenne) (1999 и 2005), и пока еще никто не удостоился награды трижды. Несмотря на то что в отличие от венецианского «Золотого льва» «Пальмовая ветвь» на одном фестивале может присуждаться сразу нескольким картинам.
Сегодня Гран-при является второй по значимости наградой в Каннах. Среди призов фестиваля также присутствуют награды лучшим актеру, актрисе, режиссеру и сценаристу, Приз жюри, «Золотая пальмовая ветвь» за короткометражный фильм и «Золотая камера» за лучший дебют.
Престижность оценки Каннского кинофестиваля основывается на его строгих принципах: члены жюри тщательно оберегаются от любого внешнего влияния. Встреча, на которой подводятся итоги, проходит в секретном, удаленном месте, иногда даже на острове. В последнее время организаторы киносмотра оставляют арбитров во время принятия решений еще и без мобильных телефонов. Особая секретность сохраняется и потом – каждый член жюри дает подписку о неразглашении внутренних тайн голосования.
Сегодня кинофорум в Каннах – признанный лидер среди международных фестивалей кино. Кроме привычных для подобных мероприятий атрибутов: парада звезд, конкурсной программы и зрелищной церемонии награждения победителей – Канны с 1959 года имеют одну притягательную для кинобизнеса «фишку» – кинорынок Marche du Film. Это целый комплекс мероприятий и встреч, на которых режиссеры, сценаристы и продюсеры принимают решения о новых совместных проектах.
Последствием политических катаклизмов стал и знаменитый Берлинале – Берлинский кинофестиваль (Internationale Filmfestspiele Berlin), современная мекка авторского кино. В 1951 году учредителями фестиваля выступили страны, получившие по итогам войны контроль над Западным Берлином: США, Великобритания и Франция. Изначально награды фестиваля присуждало немецкое жюри, затем их судьбу стали решать опросы публики и голосование в иностранных журналах. Победители определялись в четырех номинациях: лучший мюзикл, лучшая драма, лучший приключенческий фильм и лучшая комедия.
В 1956 году, когда Берлинале получил статус международного кинофестиваля, за присуждение премий взялось международное жюри. «Золотым медведем», главным призом фестиваля, награждается лучший фильм, «Серебряных медведей» получают победители в номинациях лучший режиссер, лучший актер, лучшая актриса, лучшая музыка. Фильмам, «открывающим новые пути в киноискусстве», вручается премия основателя Берлинского кинофестиваля Альфреда Бауэра. Для конкурсной программы отбираются картины, созданные в течение 12 месяцев до начала фестиваля и не демонстрировавшиеся на других кинофорумах. Ежегодно Берлинале представляет примерно 350 фильмов для просмотра 150 тысячам зрителей.
Особого шарма Берлинскому фестивалю добавляет репутация кинофорума «не для всех». Вызов массовой культуре он бросает благодаря разнообразию конкурсной программы, где зрителю предлагается интеллектуальное, детское, авангардное и некоммерческое кино. В разные годы своего зрителя здесь находили ленты Ингмара Бергмана (Ingmar Bergman), Микеланджело Антониони (Michelangelo Antonioni), Жан-Люка Годара (Jean-Luc Godard) и Клода Шаброля (Claude Chabrol).
Главная идея фестивального движения заключается в альтернативной, то есть «не кассовой» оценке фильма. Наиболее престижными кинофестивалями являются смотры с конкурсной программой, имеющие аккредитацию Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров (Fedération International des Associations de Producteurs de Films, FIAPF). Всего FIAPF «одобрила» 52 фестиваля, причем в 13 крупнейших входит и Московский кинофестиваль.
Награды множества больших и малых киносмотров, имеющих разные концепции, подают сигнал зрителю: «Это стоит внимания, это нужно увидеть!». Однако существуют и кинопремии, преследующие другие цели. Самым ярким примером такой «раздачи слонов», бесспорно, является церемония вручения «Оскара» – премии Американской академии кинематографических искусств и наук.
Рассказ об этой кинопремии стоит начать с интересного факта: наиизвестнейший актер-«оскароносец» Соединенных Штатов – Микки-Маус... И это не шутка – больше всего «Оскаров», а точнее 26, получил Уолт Дисней, причем первого он был удостоен в 1932 году именно за мультфильм про человекоподобную мышь. Дебют «Оскара» состоялся 16 мая 1929 года в отеле Roosevelt, и уже тогда церемонию транслировали по радио.
Сегодня вручение оскаровской премии, как паззл из деталей, состоит из «информационных поводов», притягивающих внимание прессы. Чего стоит один проход звезд по знаменитой красной дорожке! Ее длина почти 150 метров, ширина – 10, а общий вес – около 5 тонн. Для удобства монтажа ворсистое чудо разделили на несколько рулонов, которые к месту проведения – Театру Кодак – за четыре дня до церемонии привозят два огромных грузовика. Расстелить и разровнять колоссальный «коврик», а затем скрыть на нем стыки под силу лишь двум десяткам человек, которые тратят на эту работу два рабочих дня.
Сам Театр Кодак тоже место особенное. Здесь находится одна из самых крупных сцен в США, за происходящим на ней из зала могут наблюдать одновременно 3400 человек. Для того чтобы дать театру-гиганту свое имя, компания Eastman Kodak вложила в его возведение 75 миллионов долларов. Ежегодно «Оскар» приносит экономике штата Калифорния около 700 миллионов и предоставляет рабочие места примерно 10 тысячам человек.
Отбор будущих обладателей Премии Академии за заслуги (Academy Awards of merit) – так официально называется «Оскар» – принципиально отличается от отбора престижных международных кинопремий. «Оскар» вручается кинематографистам как бы вдогонку, уже после того, как фильм увидел массовый зритель. На награду могут претендовать фильмы, находившиеся в кинопрокате на территории округа Лос-Анджелес не менее 7 дней подряд в год вручения премии.
Победителей определяет с помощью голосования вся Американская киноакадемия, которая насчитывает почти 6000 членов, разделенных на 15 гильдий, среди них самая многочисленная (22 процента) – актерская. Каждая гильдия голосует по номинациям, соответствующим ее категории: режиссеры выбирают лучшего режиссера, актеры – лучшего актера и так далее, а всеобщее голосование проводится лишь за лучший фильм. Премия «Оскар» вручается на сегодняшний день в 24 (!) номинациях, среди которых имеются, к примеру, лучшая песня и лучший сценарий-адаптация.
Для завершения «портрета» Оскаровской премии отметим, что главную награду за лучший фильм года здесь получает… продюсер. Голливуд гордится своей кинопремией, и это правильно. В богатом русском языке для описания такой ситуации нашлось краткое и образное выражение: по Сеньке и шапка. Премии мировых кинофестивалей открыто говорят каждому из нас: «Смотри!», а «Оскар» не менее откровенно призывает: «Купи!»
Коротко
Анна Лаптева