я могу сократить цитату.
«Чтобы быть незаменимым нужно все время меняться», — Коко Шанель
Илья Ширинов
Все записи
текст

Мокрые стаканы для игры на струнах души и… на нервах

Давным-давно один мастер изобрел чудесный инструмент и назвал его стеклянной гармоникой. Сложно сказать, кем был этот мастер. Но его изобретение до сих пор потрясает умы. Кто-то считает, что оно успокаивает нервы, а кто-то, наоборот, верит, что гармоника обладает дьявольской силой и сводит людей с ума. Интересно другое – и те, и те по-своему правы.
Мокрые стаканы для игры на струнах души и… на нервах

Стеклянная гармоника. Фото: CT Historical Society, flickr.com

От стаканов – к чашам

Мы сказали, что отец-основатель стеклянной гармоники неизвестен, но есть мнение, что ее создатель – не кто иной, как Бенджамин Франклин, тот самый, что красуется на 100-долларовой купюре. Он был не только политиком, но и ученым, философом, писателем. Кроме того, Франклин увлекался музыкой и даже придумал сферическую стеклянную гармонику. Но можно ли считать его первоначальным изобретателем инструмента? Большой вопрос.

Дело в том, что до изобретения Франклина была другая, более упрощенная версия инструмента – гармоника из стеклянных стаканчиков. Она существовала по меньшей мере 100 лет. Европейцы играли на ней с середины XVII века, когда научились делать тонкое стекло. Они ставили рядом 30-40 разных стаканчиков, смачивали водой пальцы или саму посуду, прикасались к краям и извлекали легкие, неземные звуки.


Иллюстрация предполагаемого пифагорейского эксперимента с музыкальными стаканами из трактата Франкино Гафури «Музыкальная теория», 1492 г. pixels.com

Конечно, развлечение не из дешевых, потому что в XVII веке изготовление тонкого стекла было сложным процессом. А купить 40 дорогих стаканов и использовать их не по назначению мог только очень состоятельный человек. Ну что сказать – у богатых свои причуды.

В 1744 году ирландский музыкант Ричард Покрич, виртуоз игры на стеклянных стаканах, усовершенствовал инструмент, назвал его «ангельским органом» и поехал в тур по Англии. Покрич разработал инновационный дизайн, что позволило расширить диапазон звуков и сделать игру на стеклянной гармонике более выразительной. Успех концертов Покрича был так велик, что уже через пару лет в Лондоне «на стаканах» выступали десятки музыкантов, в том числе известный композитор Кристоф Виллибальд фон Глюк. Он сыграл «концерт на двадцати шести стаканчиках, настроенных вешней водой».


В 1757 году в Лондон прибыл Бенджамин Франклин и, конечно, заинтересовался новым музыкальным трендом англичан. А если его что-то «цепляло», то он непременно оставлял свой след в истории того, чем интересовался. Так и случилось: в 1761 году Франклин заменил стаканчики на 37 полусферических чаш и поместил их на железный вал. Каждая чаша издавала определенную ноту. Чтобы не запутаться, чаши были помечены краской разных цветов. Вся конструкция находилась над небольшим корытцем с водой, и, когда чаши вращались, их нижняя часть слегка касалась воды. Прикосновение пальцев к влажным краям чашечек создавало очень приятный звук. Сам вал приводился в движение с помощью педалей. Чем быстрее музыкант жал на педали, тем быстрее крутился вал. Поэтому на гармонике можно было играть как быстрые экспрессивные произведения, так и более медленные и чувственные.



Бенджамин Франклин играет на своем изобретении
posterazzi.com

От любви до ненависти

Изобретение Франклина сделало стеклянную гармонику еще популярнее. Ее использовали в театрах, под нее писали концерты выдающиеся композиторы – Бетховен, Рихард Штраус, Берлиоз, Рубинштейн, Моцарт и многие другие. Музыка была невероятно чарующей, но никто не понимал почему. А если что-то непонятно – возникает множество домыслов. Журналисты того времени стали публиковать статьи о том, что инструмент негативно сказывается на психике и даже сводит людей с ума.



Запись современной гармоники показала, что ее звон находится в диапазоне частот от 1 до 4 кГц. Звуки, частота которых превышает 4 кГц, легко локализуются нашим мозгом – он может определить источник звука, сравнивая громкость звука в левом и правом ухе. Ноты, частота которых меньше 1 кГц, тоже локализуются с помощью этой разницы. Однако мозг не способен понять, откуда исходят звуки в диапазоне от 1 до 4 кГц, он просто воспринимает их, но не распознает источник. Отсюда и возникает «магический эффект» гармоники.



Эти звуки, как любовь – сводят с ума и чаруют одновременно. historyoasis.com

Журналисты придумали это не сами. Они опирались на мнение врачей, считавших, что звук стеклянной музыки может довести до депрессии. В качестве примеров называли гибель музыкантов, которые играли на инструменте. По мнению врачей, они умирали от страшной тоски. И это могло бы показаться логичным – музыканты действительно как-то внезапно отходили в иной мир. Например, в 39 лет ушла Марианна Кирхгесснер. Впрочем, умерла она не от тоски, а от пневмонии.

При этом есть версия, что Бенджамин Франклин помечал чаши разной краской, чтобы не путать ноты. Краску в то время делали на основе оксидов и солей свинца. И считалось, что многие музыканты просто отравились, постоянно трогая свинец на протяжении 10–15 лет. Но доказательств, что они умирали именно от этого, нет, так как количество свинца в краске было незначительным.

Еще один «фактор», повлиявший на дурную репутацию инструмента, − гипнотизер Франц Месмер. Он лечил людей так называемой «магнитной водой». Это была обычная вода из намагниченных чанов. Месмер верил, что она обладает лечебной силой, и убедил в этом тысячи французов. Гипнотизер собирал группы людей, рассаживал их вокруг намагниченной ванны с водой, а затем вводил в гипнотический транс. Все это происходило под звуки стеклянной гармоники, и иногда загипнотизированные люди впадали в массовый психоз. Но ученые даже того времени признали Месмера шарлатаном, а массовые «впадения в транс» – самовнушением его жертв. Так считал и создатель стеклянной гармоники, Бенджамин Франклин.


Музыкальные партии, которые раньше писались под стеклянную гармонику, стали исполнять на челесте – инструменте, похожем на небольшое пианино. И мода на стеклянные инструменты постепенно прошла. Возможно, этому способствовали дурные слухи, но главной проблемой стеклянной гармоники была невозможность увеличения громкости. С ней нельзя было выступить в зале перед тысячей человек – они бы просто ничего не услышали. К тому же инструмент был очень хрупким и часто ломался во время поездок.



Портрет Франца Месмера granger.com

Стекло снова в моде

Современные энтузиасты пытаются возродить былое величие стеклянной гармоники. Один из самых известных игроков на ней – француз Томас Блох. В 2001 году у него вышел альбом Music for Glass Harmonica, и вскоре его мастерство было замечено и оценено музыкальными критиками. Сейчас он преподает уроки игры в консерватории и иногда дает концерты. Кроме того, большая часть его собственных произведений есть в интернете.


Томас Блох, играющий на стеклянной гармонике. Фото: Hebrides Ensemble, flickr.com

Сам Блох считает, что ему очень повезло. Он учился играть на стеклянной гармонике три года, чтобы делать это на должном уровне. Но маэстро считает, что инструмент подойдет не каждому. Часть его учеников так и не научились играть только из-за того, что у них «не те» особенности кожи! К тому же инструмент требует особого ухода. Блох шутит, что стеклянная гармоника подходит только тем, кто очень любит мыть посуду.


Несмотря на популярность француза, его совместные работы с кинокомпаниями и группами, типа Gorillaz и Radiohead, гармоника вряд ли станет любимицей массовой публики. По крайней мере, настолько, насколько это было в XVIII веке. Причин сразу несколько – инструмент очень тихий, хрупкий и трудный в освоении. А звуки, издаваемые стеклянной гармоникой, можно сэмплировать в компьютерных программах.


В то же время инструмент очень необычен, поэтому энтузиасты, играющие на стаканах и чашках просто для души, никуда не денутся. И в будущем их станет даже больше. Главное, чтобы никто из них не сошел с ума, иначе стеклянную музыку снова запретят.


Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK