я могу Многое, главное - как
Анастасия Мячина
Все записи
текст

Как ветер изменил мир

Протестантизм, арбуз и Магелланов пролив – что общего между всем этим? Ответ явно не тот, что вы ожидаете услышать: их связь с ветром. Именно он отчасти повлиял и на судьбу протестантизма, и на курс кругосветного путешествия Фернана Магеллана, и на урожай арбузов в Турции. И на многое другое.
Как ветер изменил мир

С уроков географии мы помним, что ветер формирует ландшафты, возвышения и впадины, распределяет почву и осадки, предопределяет расположение пустынь и гор. Но про ветер можно говорить и на уроках истории – в ней он тоже сыграл немалую роль.

Двигатель прогресса

Для человека ветер может быть и другом, и врагом. Турецкие земледельцы даже придумали имена для каждого из «полезных» ветров, дующих с северо-востока. «Арбузным» ветром зовется «карпуз мельтем», «виноградным» – «изюм мельтем», вишневым – «кирас мельтем», а «тыквенным» – «кабак мельтем». Они возникают из-за термической депрессии на юго-западе Азии и по шкале Бофорта достигают 7–8 баллов. Каждый год их ждут с нетерпением: они помогают созревать плодам, снижая уровень сухого и жаркого воздуха с весны до позднего лета. Южный ветер «бле», обитающий во французском департаменте Ардеш, тоже любим земледельцами за его положительное воздействие на злаковые культуры. А вот рыболовству помогает «каспийская моряна» – этот ветер дует с Каспийского моря по Волге и сгоняет рыбу к устью реки, где рыбакам удобно ее вылавливать.

Что оставалось делать с ветром людям, у которых не было розы ветров, шкалы Бофорта и прогноза погоды по телевизору? Наделять его божественными качествами и персонифицировать. Ветер появляется во многих древних культурах, где он считался способным испытывать человеческие эмоции. Он всегда носил мужские имена: у скандинавов был бог ветра Ньорд, у древних греков – Борей, Зефир, Эвр, у ацтеков – Ээкатль, у славянских народов – Лука, Моисей, Стрибог или Седорих. Переменчивые настроения ветра влияли на жизнь людей, формируя их привычки. Славяне приносили ему в дар хлеб, муку и злаки. Но основным чувством по отношению к ветру все же был страх: под крышей хранили густые веники, «защищающие» дом от набега ветра, запрещали мотать нитки на закате солнца, поскольку движение воздуха во время этого процесса будто бы вызывало ветер. И самый популярный запрет – нельзя свистеть дома, ведь ветер деньги унесет.

Но ветер бывает и не дружелюбен к деятельности людей. Например, «Бакинский норд» в Баку в течение нескольких суток дует со скоростью до 40 м/с. Он иссушает растения и мешает людям дышать, поскольку насыщен частичками пыли. Во Франции не любят ветер «Бан де дарре» – сильный западный поток воздуха, идущий вместе с дождями. Чтобы спрятаться от него, жители строят дома с небольшим количеством оконных и дверных проемов и защищают постройки высадкой деревьев.


Фермер и два его сына во время пыльной бури в Оклахоме, 1936 г. Фото: Arthur Rothstein

Сейчас остались лишь воспоминания о событиях, произошедших в Северной Америке между 1930 и 1936 годами, когда несколько западных штатов (Техас, Оклахома, Канзас, Колорадо) подверглись воздействию песчаных бурь. Эти места до сих пор зовут «Пыльная чаша» или «Пыльный Котел». В конце XIX века земля стала переходить в собственность, и люди массово начали заниматься земледелием. Но неправильно – отсутствие противоэрозийных мер привело к иссушению верхних слоев почвы. За шесть лет в регионе случилось около сотни пыльных атак. Самые страшные дни заслужили отдельного внимания – 14 апреля 1935 года называют «Черным воскресеньем», потому что в тот день песчаное облако заслонило солнечный свет. Потоки ветра сносили верхние слои почвы и накрывали песком дома, около 2,5 млн жителей остались без крова и вынужденно бежали в соседние штаты. Власти страны организовали специальный поезд, чтобы вывезти людей из засыпанных песком мест.

Автомобиль преследует так называемая «черная метель», Техас, 1936 г. Фото: Arthur Rothstein

Ветер влиял и на планы моряков: сбивал маршруты многочисленных кампаний, хотя одновременно был главным естественным двигателем в судоходстве. До изобретения точных приборов скорость и направление ветра можно было лишь предсказывать. Перед отправлением мореплаватели не знали, окажется ли ветер на их стороне, поэтому любое долгосрочное путешествие становилось своеобразной игрой в рулетку – хорошо, если не в русскую. Примечательна в этом смысле экспедиция португальского мореплавателя Фернана Магеллана, который собирался исследовать западный путь к Молуккам и вернуться обратно, но после ряда неудач, к которым был причастен ветер, его флотилия пошла дальше. На этапе перехода кораблей из Атлантического океана в Тихий моряки столкнулись с жуткими штормами, не доплыв до пролива Дрейка. Неизвестно, совершилась ли бы кругосветная экспедиция, если бы Магеллан решил пойти через этот пролив, сейчас известный практически нулевой возможностью преодоления. После разведки одного корабля в сторону пролива Магеллан решил искать более безопасный путь вдоль береговой линии. Позже моряки наткнулись на другой пролив, который вскоре назовут Магеллановым, и отправились к Тихому океану. Ветер ограничивал пути морякам, но давал возможность открывать новые и расширять географическую карту.


Цветные дожди, сейчас уже изученные от и до, ранее казались людям дурным предзнаменованием. У африканских народов они были признаком приближения войны и многих смертей. Сегодня уже известно, что причиной цветных дождей являются песчаные бури пустыни Сахары. Огромный столб пыли встречается с облаками, и, когда осадки проходят через такое пылевое облако, дождь приобретает яркую окраску. Еще до появления авиационной системы сообщения существовала своеобразная коммуникативная «пыльная» сеть между регионами, расположенными далеко-далеко друг от друга. С помощью цветных дождей индейцы Бразилии, например, узнавали о песчаной буре в Сахаре по оттенку капель дождя, и все это благодаря потокам ветра. Фото: Godfrey Louis, www.dop.astrobiology.in

Борьба за место под ветром

Конец XIII века. Полчища монголов предпринимают две попытки вторжения в Японию. Обе заканчиваются плачевно для монголов по неожиданной для них причине – ветер вмешивается в ход сражений. Внезапно начавшийся тайфун буквально отгонял монголов от Страны восходящего солнца. Японцы посчитали свое спасение волей богов, а сам тайфун назвали «камикадзе», что в переводе с японского значит «божественный ветер».

И это не единственный случай вмешательства ветра в ход исторических событий. В XVI веке испанская «Непобедимая армада» пыталась захватить английские земли и привезти туда католицизм, но потерпела неудачу – как во время боя, так и после. Военная оснащенность обеих сторон была примерно на одинаковом уровне, но все изменилось, когда ветер с ужасающей силой начал сносить испанские корабли и разбил большую часть флотилии. Испанская экспедиция потеряла из-за ветра больше моряков, чем во время боя, – около 3/4 всего состава. Сам ветер, который помог протестантам, назвали «протестантским». Примерно через сто лет он же не дал английскому королю-католику Якову II выйти из гавани. А протестант Вильгельм III Оранский тогда смог высадиться на берег туманного Альбиона и совершить Славную революцию, благодаря которой абсолютная монархия была сдута конституционной, а католицизм – протестантизмом. Последнее проявление ветра-протестанта назвали «Великим штормом», который случился в 1703 году. Никогда ранее на Англию не обрушивался ветер такой силы – в отдельных местах его скорость достигала 200 км/ч. Он атаковал очень избирательно, разрушая отдельные прибрежные части гавани, – пострадали сотни кораблей и тысячи моряков и больше никогда не вышли в море.


Поражение Испанской Армады 8 августа 1588 г. Иллюстрация: Philip James de Loutherbourg

Даниель Дефо подробно изучал «Великий шторм». Чтобы узнать больше деталей, он подавал объявления в местные газеты о поиске очевидцев. Люди рассказывали Дефо о том, как ураган повлиял на их жизнь, – это было ново для английской журналистики. После сбора множества данных Дефо выпустил в 1704 году книгу «The Storm».

В египетском походе Наполеона в 1798–1801 годах ветер хамсин поднялся, когда французы достигли пустынной части Египта. Он ломал приборы и мешал наполеоновской армии двигаться сквозь пески. Местные жители уже знали, как вести себя во время бушующего ветра, а французов такие условия заставили отступить.

На завершающем этапе внутреннего конфликта Римской империи между западной и восточной частями в сентябре 394 года в игру тоже вступил ветер. Варвары в составе западной армии были хорошо подготовлены, но шквалистый ветер выбивал из их рук оружие и не давал продолжить бой. Восточный легион во главе с будущим императором Феодосием одержал победу и укрепил положение Римской империи. Это событие позже трактовалось как благословение римлян.

Своими потоками ветер формирует течения не только рек, но и исторических событий. Шлифует ландшафт не только земель, но и международных отношений. И людям приходится мириться с такими последствиями стихии, ведь ее невозможно обуздать.

Иллюстрация: Бушующий «Камикадзе», Issho Yada

Коротко

Машины и Механизмы
Всего 0 комментариев
Комментарии

Рекомендуем

OK OK OK OK OK OK OK