Грация мышечных волокон
Анатомический кодекс
Леонардо да Винчи оставил после себя около семи тысяч авторских рукописей и анатомических иллюстраций. Их унаследовал его ученик – Франческо Мельци. Они вместе переписывали и готовили к печати конспекты и дневники Леонардо, разбирали и классифицировали их по темам. Без Мельци да Винчи никогда бы не отважился взяться за этот труд, но и с его помощью при жизни далеко не продвинулся. Самому Мельци задача тоже оказалась не по плечу.
Только спустя почти четыре века после смерти да Винчи в Италии опубликовали 13 томов систематизированных трудов Леонардо. Для медицины важнейшим из них был «Виндзорский кодекс» – сборник исследований анатомии, остеологии (учение о костях), миологии (учение о мышцах) и истории медицины. Первая рукопись, упомянутая в кодексе, относится к 1484 году. В ней описано, как да Винчи проводил вскрытия во Флоренции, в госпитале Санта-Мария-Нуова и для создания эскизов очищал тела мертвых людей от кожи и мышц. Исследуя функции внутренних органов, он представлял человеческий организм как образец «природной механики». «Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов», – цитирует Леонардо в своем научно-биографическом труде искусствовед Василий Зубов, вошедший в историю гуманитарной науки как «русский Леонардо» благодаря разносторонности научных интересов.
Да Винчи был не только первым анатомом, сумевшим определить «механизм» тела. Он также подсчитал точное число позвонков и воспроизвел форму позвоночного столба. Исследуя его строение, да Винчи установил, что мышцы шеи удерживают шейный отдел позвоночника.
«Витрувианский человек». Фото: Luc Viatour, lucnix.be
Канон Витрувия
Среди всех иллюстраций да Винчи одним из самых удивительных примеров сочетания научного и художественного подхода признан рисунок «Витрувианский человек». Задолго до него римский архитектор Витрувий изучал показатели человеческих пропорций, полагая, что от них зависит восприятие фасадов и ощущение от пребывания внутри архитектурного строения. Исследования стали частью его трактата «Десять книг об архитектуре». Заинтересовавшись расчетами римлянина, Леонардо создал иллюстрацию, в которой отобразил идеальное соотношение частей тела.
Рисунок датируется 1490–1492 годами, сочетает в себе комбинацию рук и ног в четырех положениях. Поза, в которой витрувианский человек стоит прямо, раскинув руки в стороны, идеально вписана в квадрат. В своих заметках да Винчи описал эту фигуру как символ земного начала, привязанность человека к материальному. Положение с симметрично раскинутыми в сторону руками и ногами обрамлено кругом. Подписи к рисунку, представляющие собой авторский конспект, объясняют его динамическую роль. Художник создал рисунок, передающий иллюзию движения. При смене поз кажется, что центр фигуры меняет свое положение. На самом деле пуп мужчины, настоящий центр рисунка, остается неподвижным. Созданный Леонардо «Витрувианский человек» доказал выведенные Витрувием расчеты пропорций человека. В XV веке это стало эпохальным достижением, из которого впоследствии вырос итальянский Ренессанс: живопись, скульптура и архитектура, Рафаэль, Боттичелли, Микеланджело. «Витрувианский человек» стал объектом изучения на многие века вперед. Спустя столетия, в 1948 году, архитектор из Франции Ле Корбюзье опубликовал книгу «Модулор». Под словом «модулор» его автор подразумевал систему пропорций, основанных на измерениях человека и имеющих отношение к гармонии, механике и архитектуре. Это было своего рода продолжение исследований Витрувия и да Винчи.
Именно Леонардо продвинулся дальше базового изучения анатомии мышц и первым отразил пропорции скелета человека. Ранее они изображались лишь схематично. Он первым опроверг теорию о том, что крестец, крупная треугольная кость, состоящая из срастающихся позвонков, имеет три элемента. Сумел установить, что задняя часть полости таза складывается из пяти позвонков. Да Винчи предложил классификацию мышц по величине, силе, форме, а также характеристику сухожилий по способу прикрепления к костям скелета. Он не считал себя анатомом, и его не называют отцом анатомии, но все же Леонардо внес значительный вклад в эту область – особенно для того, кто исследовал, только чтобы точнее рисовать.
Коротко
Анастасия Филатова