Ученые ЛЭТИ определили самый перспективный материал для акустических микроакселерометров


Фото: Доцент кафедры лазерных измерительных и навигационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Юрьевич Шевченко. СПбГЭТУ «ЛЭТИ»
Исследователи с кафедры лазерных измерительных и навигационных систем (ЛИНС) Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова смоделировали работу микроакселерометров (датчиков ускорения) на поверхностных акустических волнах с мембранами из трех разных материалов. Акселерометр нужен во многих системах, начиная от навигационных модулей самолетов и подлодок до смартфонов и других гаджетов.
В первых акселерометрах ускорение измерялось по сжатию пружины, к которой подвешивался груз. Этот принцип с закрепленной подвижной массой используется и в современных датчиках, но уже в микроскопическом масштабе. Однако во многих устройствах, например промышленных роботах, навигационная система должна быть не только компактной, но и очень устойчивой к ударам, вибрации и большому ускорению. Обеспечить эти качества при значительной чувствительности прибора можно с помощью акселерометров на поверхностных акустических волнах. Такие волны распространяются по поверхности твердых тел, и в случае материалов-пьезоэлектриков, электрические поля в которых реагируют на механические воздействия, их можно зафиксировать. Для этого мембрану из пьезоэлектрика соединяют с устройствами-преобразователями механических волн в акустические.
«Результаты компьютерного моделирования позволяют сделать вывод, что нитрид алюминия – перспективный материал для чувствительных элементов акустических акселерометров, особенно для измерения больших значений ускорения. Его устойчивость к механическим деформациям вдвое выше, чем у кварца, что позволяет повысить чувствительность в 1,5 раза. Основным ограничением остаются, как и при использовании ниобата лития, перепады температуры», - комментирует, доцент кафедры лазерных измерительных и навигационных систем СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Сергей Юрьевич Шевченко.
Технологии
СПбГЭТУ «ЛЭТИ»