Теория и тактика
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВнокласснРСвЂВВВВРєРСвЂВВВВ
- Telegram


ЭТУ РОЛЬ ОБЫЧНО исполняет традиционный общественный транспорт, привязанный к городским и пригородным магистралям и, стало быть, не застрахованный от пробок и заторов. В районах с плотной исторической застройкой выделение специализированных полос чаще всего затруднительно, поэтому городские власти либо закрывают центр для «дикого» автотранспорта (просто, эффективно, но совершенно недемократично), либо пытаются перейти к трехмерному мышлению. В нашем случае это означает «разведение» плоскостей, в которых движутся транспортные потоки, то есть строительство эстакад, мостов и прокладка так называемых легкорельсовых маршрутов. Они не так производительны, как обычное метро, но перевозку 10 тысяч пассажиров в час обеспечат.
РАЦИОНАЛЬНЕЕ ВСЕГО связать их с центром электрифицированными дорогами, поднятыми на эстакады. В этом случае новая транспортная система отсекается от обычного трафика. Для защиты от непогоды достаточно легких конструкций типа навесов, экранов, заборов, не нужны дорогие и капризные системы вентиляции и дренажа. В итоге получается так называемое «легкое» метро, оперирующее максимум четырехвагонными составами по извилистым линиям, допускающим значительные уклоны и малые радиусы поворотов. К тому же к убранству платформ можно подойти в аскетическом стиле, избежав затрат на полированный гранит или каррарский мрамор.
Сделать «легкое» метро ультрасовременным могут системы, подобные VAL (фр. Véhicule automatique léger – автоматический легкий состав), разработанной в 1983 году фирмой MATRA и специалистами университета Лилля и призванной полностью автоматизировать движение и существенно сэкономить на зарплате машинистов и диспетчеров. Однако в реальности роботизация обходится недешево, так что система VAL фактически осталась дорогой игрушкой городских властей Лилля и, не считая отдельных проектов в Италии, Швейцарии, Южной Корее и на Тайване, распространения не получила.

НАПРИМЕР, ПРОЕКТ Next: Life in Motion Томмазо Геццелина (Tommaso Gecchelin) с оригинальной концепцией общественного транспорта. В ней нет ни маршрутных автобусов, ни такси, ни метропоездов. Ее основа – полуавтономные компьютеризованные модули-трансформеры, напоминающие большие обувные коробки на колесах. Именно они доставляют пассажиров на ключевые магистрали, где модули на манер пчел собираются в механические «рои» вокруг базового «шаттла»-скелета. Мощность и скорость «роя» пропорциональны числу интегрированных модулей, так что теоретически на оживленных маршрутах движение будет весьма быстрым.
БЫТЬ МОЖЕТ, ЭТУ РОЛЬ смогут сыграть суперконденсаторы (также известные под название ионисторов) проекта Ultracap Bus, предложенного китайско-американским консорциумом, в который вошли фирмы Sinautec Automobile Technologies, Shanghai Aowei Technology и Foton America Bus (с аналогичным проектом чуть позже выступили корейская компания Hyundai Motor и отечественная «Тролза»). Емкость нынешних прототипов суперконденсаторов пока невелика и не превышает 6 кВт·ч, хватает ее всего на 6–8 километров пути. Но на маршруте такой протяженности в нормальном городе не меньше пары остановок. Именно на них и происходит подзарядка.
ГЛАВНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО ионисторов перед обычными аккумуляторами, применяемыми, например, в гибридных автомобилях, заключается в очень высокой скорости зарядки, сравнительно небольшой деградации даже после сотен тысяч рабочих циклов, нечувствительности к параметрам зарядного тока и малом удельном весе. Однако их удельная энергия на порядок ниже, чем у тех же литий-ионных или классических свинцово-кислотных аккумуляторов, напряжение невысоко и к тому же падает по мере исчерпания заряда, а ток саморазряда слишком велик. Именно поэтому ионисторы применяются в бытовой и персональной технике не очень широко.
Но работы по их совершенствованию ведутся очень активно. Основной принцип – максимально возможное увеличение площади обкладок (и величина накопленного заряда) – остается неизменным, конструктивно же пористые или вспененные электроды можно заменить решетками из углеродных нанотрубок или графено-азотными «сандвичами», достигнув уровня энергоемкости, характерной для свинцовых аккумуляторов.
А ТЕПЕРЬ ПРЕДСТАВЬТЕ: объединив в единый энергоблок суперконденсатор и современный аккумулятор (литий-ионный или новейший литий-железофосфатный с теоретически возможными 5000 рабочих циклов и способный работать в диапазоне температур от –45 до +85 ºС), мы избавимся от недостатков каждого устройства и усилим их преимущества!
Такой гибрид уже сегодня, не дожидаясь появления суперконденсаторов сверхбольшой емкости, позволяет создавать коммерчески эффективные автобусы, способные вытеснить с городских улиц традиционные машины. Первым из них стал Ultracap Hybrid Bus китайской фирмы Sinautec, снабженный батареей ионисторов емкостью 2,25 кВт·ч и свинцово-кислотным аккумулятором на 60 кВт·ч. Запас хода этой машины превышает 70 км, и это уже вполне сравнимо с чисто аккумуляторными электробусами китайской фирмы BYD, чешскими SOR и отечественными разработками заводов «Тролза», ЛИАЗ и «НефАЗ».
Технологии
Ким Александров