Новая опасность


В начале 80-х Саудовская Аравия решила заменить состоявшие у нее на вооружении устаревшие французские танки АМХ-30 чем-нибудь новеньким. Бразильская «Энжеса» проявила большой интерес к новому рынку и взялась за разработку танка массой 42 тонны. Башни заказали у английской фирмы «Виккерс», а за корпус и ходовую часть «Энжеса» взялась сама. В итоге на свет появился вполне соответствующий последнему слову техники танк ЕЕ-Т1 «Озорио». Его корпус и башня имели разнесенное бронирование, а гусеницы – резиновые подушечки, благодаря которым машина могла ездить по асфальту и не портить его. Планировалось производство 1200 «Озорио», в том числе 150 для бразильской армии. В песках Аравийского полуострова машина успешно прошла суровые испытания, но саудовцы в итоге не стали делать заказ. Так что весной 1990 года фирме «Энжеса», израсходовавшей на разработку новой машины свыше 100 млн долларов США, пришлось заявить о банкротстве, после чего бразильское военно-промышленное чудо надолго ушло в тень.
В 2007 году публике впервые был показан новый южнокорейский танк ХК2 «Черная пантера». Его главной «изюминкой» стал автомат заряжания, благодаря которому 120-миллиметровая пушка обладает рекордной для мировой практики скорострельностью – 15 выстрелов в минуту. Пушка способна вести огонь управляемыми боеприпасами, один из которых предназначен для стрельбы по воздушным целям. «Черная пантера» также оснащена комплексом активной защиты, основой которого послужила российская «Арена-Э». Он позволяет поражать снаряды, противотанковые ракеты и выстрелы гранатометов еще на подлете. Масса ХК2 составляет 55–58 тонн. Планируется произвести 680 таких танков. На их основе корейцы также разрабатывают для Турции танк под названием «Алтай».
Китайцы производство танков освоили давно. Еще в 1957 году в городе Баотоу началось серийное производство танков «Тип 59» – точной копии советских Т-55. На протяжении практически 30 лет машина совершенствовалась. Был создан целый ряд моделей: «Тип 69», «Тип 79», «Тип 80» («Штурм-I»). На некоторых из них вместо советской 100-миллиметровой пушки была установлена британская 105-миллиметровая L7, появились дымовые гранатометы и лазерный дальномер, скопированный с советского Т-62, резиновые фальшборты. А для «Тип 80» была сконструирована даже новая подвеска с шестью опорными катками меньшего диаметра. В конце 80-х годов на его основе китайцы совместно с американской фирмой «Кадиллак гейдж» создали танк «Ягуар» для поставок на экспорт, но покупателей на него так и не нашлось. С тех же пор, как советские танки Т-72 в конце 80-х были проданы в Поднебесную, там появилось целое семейство машин на их основе, в том числе запущенные в серийное производство основные боевые танки «Тип 96», «Тип 98» и «Тип 99».
Новым разработкам стран третьего мира вполне по силам выдержать бой с самыми современными американскими и западноевропейскими танками. Но если производить танки способны далеко не все из этих государств, то справиться с изготовлением легкобронированных машин сумели многие из них, порой даже не самые передовые в этой когорте. Среди таковых, помимо упомянутой Бразилии, числятся Филиппины, Индонезия, Сингапур, Малайзия, Индия, Южная и Северная Корея, Тайвань, Аргентина, Чили, ЮАР, Пакистан, Турция, Грузия, Азербайджан и Саудовская Аравия. О китайцах и говорить не приходится: к настоящему времени они разработали самую широкую номенклатуру собственной легкобронированной техники, включающую пушечные бронеавтомобили и боевые машины пехоты.
ЮАР производила собственные бронеавтомобили и бронетранспортеры еще во времена апартеида. Наиболее интересным образцом южноафриканской бронетехники следует признать тяжелый четырехосный бронеавтомобиль «Руикат». Его разработка началась еще в 1976 году, а серийное производство – в 1990-м. Итогом долгой работы стал 28-тонный броневик, вооруженный 76-миллиметровой пушкой, способный развивать скорость до 120 км/ч. «Руикат» оборудован фильтровентиляционной установкой, позволяющей вести боевые действия в условиях применения химического и бактериологического оружия, и надежно защищен от мин. Бронеавтомобиль сохраняет возможность двигаться даже при подрыве на минах двух колес с одной стороны. Экспортная версия по требованию заказчика может быть вооружена 105-миллиметровой пушкой.
Уже после установления в стране демократии южноафриканские конструкторы создали серию бронетранспортеров и автомобилей повышенной защищенности, многие из которых пользуются повышенным спросом на мировых рынках. Полицейские броневики RG-12, например, приобрели для своих стражей порядка несколько американских мегаполисов, а автомобили повышенной защищенности RG-32 «Скаут» приняли на вооружение армии Ирландии и Швеции. Поэтому вполне логичным выглядит то, что некогда советский Азербайджан и группа компаний «Парамаунт» из далекой ЮАР счастливо нашли друг друга, и последняя разместила в Баку производство бронеавтомобилей со звучными названиями «Матадор», «Мараудер» и «Мейверик». И если на фоне российской или украинской техники аналогичного назначения они выглядят не слишком совершенными, то, предположим, для государств Тропической Африки такое приобретение действительно может представлять самый серьезный интерес. Недаром же азербайджанцы охотно демонстрируют свои новинки на выставках вооружений и техники в надежде найти на них покупателей.
Турки свое восхождение к нынешним высотам начинали с совместных с Румынией работ по созданию бронетранспортеров на основе советского БТР-70. В середине 90-х фирма «Отокар» стала проявлять большую самостоятельность и вскоре освоила производство бронетранспортеров «Кайя» и «Кобра» для армии, а также «Акпер» и «Цирхли» для полиции. Все они были довольно-таки неказистыми двухосными машинами, но, накопив опыт, «Отокар» разработала бронетранспортер «Арма» с колесной формулой 6Х6, который впервые был показан на выставке «Евросатори» в Париже в 2010 году. Новинка уже поставляется отнюдь не победоносной, но известной по агрессивным войнам армии Михаила Саакашвили. А еще в 2005 году другая турецкая компания – FNSS – продемонстрировала бронетранспортер Pars («Леопард»), удивив мир его современным дизайном. Эта 24-тонная машина имеет экипаж, состоящий из двух человек, и способна перевозить 12–14 полностью экипированных пехотинцев или до 8 тонн груза. Ее максимальная скорость составляет 100 км/ч, а запас хода по шоссе достигает 1000 км. «Парс» имеет колесную формулу 8Х8, но создана и более массивная машина с колесной формулой 10Х10, которая будет предлагаться на экспорт. В 2009 году турецкая армия начала закупки этих бронетранспортеров, заказав 1000 штук, а Малайзия подписала контракт на поставку 250 четырехосных «Леопардов». Это стало крупнейшим военным экспортным контрактом в истории Турции. Впрочем, есть в успехе «Парса» одна изюминка – среди ведущих акционеров FNSS числится британская «BAE Sistems».
Что же касается остальных названных стран, то Южная Корея и Тайвань в деле создания легкобронированной техники уже достигли самого высокого уровня, а остальные явно способны прогрессировать. Третий мир вооружается и порой делает заметные успехи. И успехи эти, судя по всему, порой могут представлять потенциальную военную угрозу и для развитых стран, в том числе и России.Технологии
Виктор Бумагин