Леворукость — атавизм?

Когда человек впервые берёт в руку карандаш или мелок ещё в раннем детстве, он самостоятельно определяет для себя, какой рукой ему удобнее рисовать. Ребёнок не задумывается о том, левой или правой рукой нужно держать предмет для того, чтобы его использовать, он просто берёт его в руку и делает всё так, как ему удобнее.
Леворукость — атавизм?
При этом большинство людей, живущих на земле, делают всё правой рукой. Этих людей по разным подсчётам от 85 до 90 процентов. Остальные привыкли пользоваться левой рукой, в том числе писать и делать другие вещи.

Но из-за того, что раскол неравномерен, левши остаются некоторым образом ущемлены до сих пор. Им приходится пользоваться ножницами для правшей, привыкать к клавиатуре ноутбука, не самым удобным партам в некоторых учебных заведениях. Более того, в этих же учебных заведениях левшей ещё каких-то 30-25 лет назад заставляли переучиваться, писать правой рукой, считая, что эти люди какие-то не такие, неправильные.

Генов, отвечающих за леворукость, не существует. Или же их просто пока не смогли обнаружить, но известно, что ДНК всё же играет определённую роль в том, какую руку в качестве основной выберет для себя ребёнок. Исследователи из Оксфордского университета изучили ДНК около 400 000 человек в Великобритании и обнаружили, что четыре области генома обычно ассоциируются с левой рукой. Три из этих четырёх регионов были вовлечены в развитие и структуру мозга. Некоторые исследователи надеются, что изучение биологических различий между левыми и правыми может пролить свет на то, как развивается правое и левое полушария мозга.

Правши преобладали и среди наших предков, неандертальцев. Об этом свидетельствуют многочисленные предметы, найденные археологами на их стоянках. По следам износа очень легко можно определить, какой рукой держали инструмент на протяжении всего срока использования. Интересно, что правши и левши встречаются среди больших обезьян, но у них разделение между праворукими особями и левшами обычно находится на уровне 50 процентов.

Учёные предполагают, что использование правой руки было обусловлено некими эволюционными преимуществами, но тогда возникает другой вопрос: почему левши со временем не исчезли? На этот счёт у учёных тоже имеется интересное мнение, которое основано на наблюдениях.

У левшей есть существенное преимущество перед правшами в бою. И это хорошо заметно, например, в фехтовании. Большинство фехтовальщиков — правши, поэтому им очень сложно сражаться с теми, кто держит шпагу левой рукой. Это обескураживает правшу, так как он не привык к таким раскладам. Если догадки учёных верны, то леворукость — атавизм, который так и не исчез до конца, благодаря тому, что с левшами очень сложно сражаться из-за их особенности, дающей им в бою необычное преимущество.

Фото: PixaBay