Атмосфера Земли была сильно загрязнена ртутью еще до падения астероида-убийцы

До того, как 66 миллионов лет назад в Землю врезался астероид Чиксулуб, динозавры и другие обитатели планеты были вынуждены приспосабливаться к токсичному загрязнению – к такому выводу пришли авторы нового исследования, опубликованного в журнале Nature Communications.
Атмосфера Земли была сильно загрязнена ртутью еще до падения астероида-убийцы

Результаты данного исследования добавляют спорных моментов в затянувшиеся ожесточенные дебаты на тему того, как же все таки вымерли динозавры. В то время, как одни ученые винят в этом печально известный астероид, другие считают, что было что-то еще. Известно, что крупные извержения вулканов начались за десятки тысяч лет до падения астероида, и, вероятно, это могло усугубить катаклизм, стерший с лица планеты три четверти ее обитателей.

Изучая ископаемые останки двустворчатых моллюсков, собранные по всему миру, ученые смогли проследить связь между глобальным повышением уровня ртути и углекислого газа в атмосфере с серией длительных извержений, в результате которых сформировались траппы плато Декан на территории современной Индии.

Ртуть – это высокотоксичное вещество, и вулканическая активность является главным ее производителем на Земле. Когда ртуть попадает в океан, она вступает в реакцию с органическими веществами и быстро поглощается фитопланктоном, который затем поедают моллюски. Используя их раковины в качестве индикатора чистоты и температуры воды, ученые предположили, что извержения вулканов, приведшие к возникновению Деканских траппов, имели серьезные и длительные последствия для климата и окружающей среды планеты.

Собрав ископаемые раковины в Антарктиде, Аргентине, Индии, Египте, Ливии, Швеции и нескольких штатах США, авторы исследования измерили в них содержание ртути и диоксида углерода в разные периоды, включая позднемеловой, плейстоцен и наши дни, и выяснили, что примерно за 250 тысяч лет до массового вымирания видов на Земле произошло резкое потепление. Оно совпало по времени с серьезным повышением уровня ртути в атмосфере 68-70 миллионов лет назад, когда вулканическая активность была настолько высокой, что на Земле сформировалось «одеяло» из лавы толщиной в 100 метров. Ученые предполагают, что это глобальное потепление было вызвано эмиссиями CO2 в результате извержений вулканов и сыграло свою роль в снижении уровня биоразнообразия.

Авторы исследования отмечают, что пока рано с уверенностью говорить о том, что динозавры вымерли из-за отравления ртутью, однако их работа может послужить отправной точкой для масштабного исследования связи загрязнения атмосферы токсичными веществами, глобального потепления и гибели видов.

Фото: MARK GARLICK/Science Photo Library/Getty Images